Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2002 N КАС02-32

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 февраля 2002 г. N КАС 02-32

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2002 г. дело по жалобе ООО "Кориолла" на Приказ Государственного таможенного комитета РФ от 9 июня 2001 г. N 551 в части включения коньячного спирта молодого (код ТН ВЭД 2208204000) и коньячного спирта выдержанного (код ТН ВЭД 2208208900) в Перечень алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (Приложение к Приказу) по кассационной жалобе Государственного таможенного комитета РФ на решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2001 г., которым жалоба заявителя удовлетворена.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Государственного таможенного комитета РФ Наумова А.А., Мыльциной О.В. и Булычевой И.В., представителей Министерства РФ по налогам и сборам Троицкой Т.Ю. и Парагульгова О.Д., объяснения Двалишвили Ш.С. и Двалишвили З.И., их представителя адвоката Афиногенова И.В., заключение прокурора Федоровой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, исследовав материалы дела, кассационная коллегия

установила:

Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 551 в Перечень алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции включены коньячный спирт молодой (код ТН ВЭД 2208204000) и коньячный спирт выдержанный (код ТН ВЭД 2208208900), в связи с чем ввоз этой продукции на территорию Российской Федерации допускается при условии представления таможенным органам организацией - импортером копии лицензии, а осуществление таможенного оформления таких товаров - при наличии у импортера (экспортера) оригинала лицензии.

ООО "Кориолла" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным данного Приказа в части включения указанного спирта в Перечень алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (Приложение к Приказу). Требование обосновано тем, что по действующему законодательству Российской Федерации импорт (экспорт) коньячного спирта не подлежит лицензированию. Включив коньячный спирт в Перечень алкогольной и спиртосодержащей продукции, Государственный таможенный комитет РФ нарушил это законодательство и незаконно возложил на юридических лиц обязанность получать лицензии на ввоз указанного спирта на территорию Российской Федерации.

Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение об удовлетворении заявленного требования. В кассационной жалобе Государственный таможенный комитет РФ просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия находит судебное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Для целей Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции" в статье 2 этого Федерального закона даны следующие основные понятия: этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в частности, методом спиртового брожения (абз. 2); спиртосодержащая продукция - спиртосодержащая непищевая и спиртосодержащая пищевая продукция (абз. 5); спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции (абз. 7); алкогольная продукция - пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом) (абз. 8); спиртные напитки - алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву (абз. 10); коньячные изделия - коньяки (бренди), являющиеся разновидностью спиртных напитков (абз. 13); спирт безводный (стопроцентный) - условное понятие, применяемое в расчетах (абз. 14).

По смыслу приведенной правовой нормы, общим элементом, входящим в понятия спиртосодержащая пищевая продукция и алкогольная продукция, является "пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции". При этом этиловый спирт, используемый для производства спиртосодержащей пищевой продукции и алкогольной продукции, не обязательно должен быть влит в эту продукцию извне. Этиловый спирт, присутствующий в спиртосодержащей пищевой продукции и алкогольной продукции, как следует из содержания абзаца 2 ст. 2 указанного Федерального закона, может быть произведен из пищевого сырья также методом спиртового брожения.

Из письма заместителя директора Всероссийского научно - исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности, представленного кассационной коллегии и лицам, участвующим в деле, в судебном заседании, видно, что в технологическом процессе приготовления коньячных спиртов используется этиловый спирт, произведенный путем спиртового брожения из винограда и содержащийся в коньячных материалах не менее 7,5 процентов. Коньячный спирт содержит этиловый спирт в пределах 55 - 70 процентов.

Со ссылкой в решении суда на ст. 181 Налогового кодекса РФ в подтверждение того, что коньячные спирты не относятся к спиртосодержащей продукции, нельзя согласиться. В данной правовой норме указываются товары, которые признаются подакцизными. Согласно п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ, подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного (подп. 1); спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (абзац 1 подпункта 2). Из содержания приведенной правовой нормы усматривается, что в подпункте 1 исключается из подакцизных товаров не спирт коньячный, а спирт этиловый, произведенный из спирта коньячного. В этой статье не дается понятие спиртосодержащей продукции.

Не может быть поводом к удовлетворению требования заявителя и ссылка в решении на положение части 2 ст. 1 Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" от 8 января 1998 г. Приказ Государственного таможенного комитета РФ от 9 июня 2001 г. N 551, правовая норма которого оспаривается, был издан в целях реализации положений Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Настоящий Федеральный закон действует в новой редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ), более поздней, чем Федеральный закон "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции", и устанавливает в главе 3 лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Поэтому в настоящем случае следует руководствоваться понятиями и положениями Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", который имеет более позднюю редакцию, чем Федеральный закон "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции", и который в главе 3 предусматривает лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В связи с изложенным коллегия пришла к выводу о том, что для целей Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Государственный таможенный комитет РФ вправе был включить коньячный спирт молодой (код ТН ВЭД 2208204000) и коньячный спирт выдержанный (код ТН ВЭД 2208208900) в Перечень алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в судебном заседании на основании имеющихся материалов, с которыми лица, участвующие в деле, ознакомлены, кассационная коллегия считает возможным, отменив решение суда, вынести новое решение.

Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. отменить. Вынести новое решение, которым обществу с ограниченной ответственностью "Кориолла" отказать в удовлетворении жалобы на Приказ Государственного таможенного комитета РФ от 9 июня 2001 г. N 551 в части включения коньячного спирта молодого (код ТН ВЭД 2208204000) и коньячного спирта выдержанного (код ТН ВЭД 2208208900) в Перечень алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (Приложение к Приказу).

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

В.И.НЕЧАЕВ

В.М.ЕРМИЛОВ

Другие документы по теме
<Об исправлении описки в решении Верховного Суда РФ от 11.04.2005 N ГКПИ04-1644, которым был признан частично недействующим пункт 5 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 24.06.2003 N ГКПИ03-613 об отказе в удовлетворении заявления о признании частично незаконным пункта 5.1.3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099>
"По жалобе гражданки Ивкиной Валентины Оноприевны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 45 и статьей 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 02.10.2008 N ГКПИ08-1788, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим подпункта "к" пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549>
Ошибка на сайте