Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 N 276-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 декабря 2000 г. N 276-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБ ГРАЖДАН БЕРЕЗКИНА ВЛАДИМИРА РЕЙНОВИЧА,

БУШМЕЛЕВА ГЕННАДИЯ НИКОЛАЕВИЧА, КОРНИЕНКО НИКОЛАЯ

НИКОЛАЕВИЧА, КРОПОТОВА ГЕННАДИЯ ИВАНОВИЧА И МАМАЕВА

АЛЕКСАНДРА СТЕПАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ИХ ПРАВА

НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ

10 И 12 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬИ 242 КЗОТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалоб граждан В.Р. Березкина, Г.Н. Бушмелева, Н.Н. Корниенко, Г.И. Кропотова и А.С. Мамаева требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

установил:

1. Граждане Н.Н. Корниенко, достигший возраста 56 лет, Г.И. Кропотов, достигший возраста 55 лет, и А.С. Мамаев, достигший возраста 58 лет, имеющие общий трудовой стаж более 25 лет, обратились в органы социальной защиты населения города Кирова за назначением пенсии по старости, полагая, что имеют право на ее получение на основании статьи 10 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Граждане В.Р. Березкин, достигший возраста 50 лет и имеющий общий трудовой стаж и стаж работы с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет, и Г.Н. Бушмелев, достигший возраста 50 лет и имеющий общий трудовой стаж более 25 лет и стаж работы с тяжелыми условиями труда 13 лет, обратились в отдел социальной защиты населения Ленинского района города Кирова за назначением пенсии по старости по Списку N 2, полагая, что имеют право на ее получение на основании абзаца первого пункта "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Н. Корниенко, Г.И. Кропотов и А.С. Мамаев оспаривают конституционность статьи 10 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и части первой статьи 242 КЗоТ Российской Федерации, а В.Р. Березкин и Г.Н. Бушмелев - статьи 10 и абзаца первого пункта "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которыми для мужчин по сравнению с женщинами установлен более высокий возраст выхода на пенсию на общих основаниях и на льготных условиях, а также большая продолжительность общего трудового стажа и стажа с особыми условиями труда.

Заявители считают, что указанные нормы противоречат статьям 2, 15 (части 1 и 4) и 19 Конституции Российской Федерации, а также статье 7 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял граждан В.Р. Березкина, Г.Н. Бушмелева, Н.Н. Корниенко, Г.И. Кропотова и А.С. Мамаева о несоответствии их жалоб требованиям названного Закона. Однако в повторных жалобах они настаивают на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным ими вопросам.

2. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" граждане вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, затрагиваются их конституционные права и свободы.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях на условиях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Законодатель, следуя положениям статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и части первой статьи 242 КЗоТ Российской Федерации, установил, что право на пенсию по старости на общих основаниях имеют мужчины по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет, а женщины - по достижении 55 лет при общем трудовом стаже 20 лет. Пенсия в связи с особыми условиями труда по Списку N 2 назначается мужчинам по достижении 55-летнего возраста, если они имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (25 лет), и специальный трудовой стаж на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев, а женщины, соответственно, по достижении 50 лет при наличии общего трудового стажа 20 лет и специального по Списку N 2 - 10 лет.

Поскольку граждане В.Р. Березкин, Г.Н. Бушмелев, Н.Н. Корниенко, Г.И. Кропотов и А.С. Мамаев права на пенсию по старости не приобрели, органы социальной защиты населения обоснованно отказали им в назначении такой пенсии.

Установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, что согласуется с положением статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства, и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает - по смыслу статьи 19 Конституции Российской Федерации - достижение подлинного, а не формального равенства. Это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о том, чтобы пенсия по старости назначалась мужчинам на тех же условиях, что и женщинам.

Таким образом, конституционные права граждан В.Р. Березкина, Г.Н. Бушмелева, Н.Н. Корниенко, Г.И. Кропотова и А.С. Мамаева нельзя считать затронутыми оспариваемыми ими нормами, а их жалобы, в силу требований Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не являются допустимыми.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб граждан Березкина Владимира Рейновича, Бушмелева Геннадия Николаевича, Корниенко Николая Николаевича, Кропотова Геннадия Ивановича и Мамаева Александра Степановича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

М.В.БАГЛАЙ

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Н.В.СЕЛЕЗНЕВ

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Габдрахманова Рамиля Равилевича на нарушение его конституционных прав примечанием к статье 222 Уголовного кодекса Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 26.02.2008 N ГКПИ08-8, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, и пункта 5 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет">
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Жердевского районного суда Тамбовской области о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 05.06.2014 N АКПИ14-316, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 7 приказа Минспорта России от 31.07.2012 N 53 "О внесении изменений в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27.05.2011 N 469 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений">
Ошибка на сайте