Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 13.08.2002 N КАС02-416

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 августа 2002 г. N КАС02-416

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего - Толчеева Н.К.,

Членов коллегии - Лаврентьевой М.Н., Ермилова В.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 августа 2002 года гражданское дело по заявлению М. о признании недействительным пункта 14 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и их последствий на атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, утвержденного Госкомчернобылем России и другими ведомствами 22 марта 1993 года,

по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2002 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пункта 14 указанного выше Положения, согласно которому для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, одним из документов, подтверждающим право на получение удостоверения инвалида или получившего или перенесшего лучевую болезнь, является удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выданное в порядке, предусмотренном письмом Госкомтруда СССР от 4 июля 1990 г. N 2125-ФК. В этом случае удостоверение участника ликвидации изымается и взамен выдается удостоверение инвалида либо получившего или перенесшего лучевую болезнь.

По мнению заявителя, содержащееся в указанном пункте положение об изъятии удостоверения участника ликвидации, противоречит ст. ст. 13, 15 Закона Российской Федерации от 15.01.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими редакциями и изменениями).

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе М., считая его незаконным.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации Закона Российской Федерации от 15.01.91 N 1244-1 при наличии у гражданина Российской Федерации права на получение компенсаций и льгот, предусмотренных настоящим Законом, по различным основаниям ему предоставляются компенсации и льготы по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые компенсации и льготы предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Из ст. ст. 14, 15 этого Закона видно, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13, к которым относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из их числа, предоставляется значительно больший объем льгот и компенсаций, поглощающий льготы и компенсации гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13, к которым относятся участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

В соответствии с приведенной выше ч. 2 ст. 3 Закона гражданин Российской Федерации обладает правом выбора, по какому основанию, предусмотренному пунктами 1 и 2 или пунктами 3 и 4 части первой статьи 13, ему должны предоставляться льготы и компенсации.

В соответствии с его выбором выдается удостоверение, подтверждающее право на льготы и компенсации по избранному основанию.

Данный вывод следует из части 3 статьи 15 Закона, устанавливающей, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на компенсации и льготы, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Поэтому довод заявителя в кассационной жалобе о том, что обжалуемая норма лишает его права выбора, не соответствует действительности. Выбор основания предоставления льгот и компенсаций осуществляется гражданином, имеющим на это право, до выдачи ему удостоверения, соответствующего избранному основанию.

Поскольку удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы является одним из документов, подтверждающих факт участия в ликвидации последствий аварии, а также право на льготы по данному основанию, то пункт 14 Положения, предусматривающий изъятие этого удостоверения при выдаче удостоверения инвалида либо получившего или перенесшего лучевую болезнь, подтверждающего право гражданина на получение льгот и компенсаций по другому избранному им основанию, соответствует Закону Российской Федерации.

Довод жалобы о том, что Закон предусматривает выдачу двух удостоверений, подтверждающих право на льготы и компенсации по различным основаниям, не соответствует вышеприведенным правовым нормам, предоставляющим гражданину право выбрать одно из оснований предоставления одинаковых льгот и компенсаций.

Получение удостоверения инвалида не лишает гражданина права на ношение нагрудного знака участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Исходя из изложенного, обжалуемая правовая норма гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушается, в связи с чем в удовлетворении заявленного им требования отказано правомерно.

Руководствуясь п. 1 ст. 305 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бутусова Михаила Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Синельникова Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав частью седьмой статьи 236 и статьей 351 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
"По жалобе федерального государственного учреждения "Маганский лесхоз" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крайнова Дмитрия Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьей 5, подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, статьей 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Ошибка на сайте