Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2007 N КАС07-299

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 июля 2007 г. N КАС07-299

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующими пунктов 23, 24 и 27 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294

по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ Зерниной Ю.Ю., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

В целях реализации ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации..." от 22.08.2004 N 122-ФЗ Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее - Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты).

В соответствии с абз. 1 п. 23 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Федеральным законом "О государственной социальной помощи".

В соответствии с абз. 1 п. 24 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты, заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) подается гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно в срок до 1 октября текущего года лично или иным способом.

Как следует из пункта 27 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты, в том случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) в следующем году, то в следующем году сумма ежемесячной денежной выплаты выплачивается за вычетом стоимости набора социальных услуг (социальной услуги).

М. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением об оспаривании названных положений Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты.

Сослался на то, что пункты 23, 24 и 27 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты противоречат статьям 2, 19, 55, 56, ч. 5 ст. 76, ч. 2 ст. 1, ст. 9 и ст. 10 Гражданского кодекса РФ, а также нарушают его право на использование части денежных средств на необходимые лекарственные средства. Также указал, что отсутствует его согласие на использование части денежных средств на оплату социальных услуг.

Решением Верховного Суда РФ от 20 апреля 2007 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе М. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность, а также на то, что суд первой инстанции не проверял на соответствие федеральному законодательству п. п. 30, 31 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты.

Кроме того, в кассационной жалобе указывает, что Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты не соответствует ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации..." от 22.08.2004 N 122-ФЗ и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, а также статьям 19, 55, 56, 76 Конституции РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как отметил суд первой инстанции в своем решении, статьей 28.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указано, что гражданам, являющимся инвалидами, установлена ежемесячная денежная выплата.

В пункте 7 той же статьи ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указано, что часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ.

Согласно ст. 6.5 ФЗ "О государственной социальной помощи" на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 450 рублей в месяц (п. 1). Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).

На федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, каковым является Минздравсоцразвития России, п. 6 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ возложено определение порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты, а п. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ - определение порядка предоставления гражданам набора социальных услуг.

В соответствии с компетенцией, предоставленной указанными Федеральными законами, Министерством здравоохранения и социального развития РФ Приказом от 30.11.2004 N 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правильно исходил из того, что оспариваемые положения Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты соответствуют положениям федерального законодательства.

Довод кассационной жалобы М. о том, что законность п. п. 30, 31 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты суд не проверял, то, как следует из материалов дела, в суде первой инстанции заявитель о проверке законности указанных положений не заявлял, в связи с чем положения этих пунктов и не могли быть предметом спора по настоящему делу.

Не может Кассационная коллегия согласиться и с доводом в кассационной жалобе о том, что оспариваемые положения Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты противоречат ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку в п. 7 ст. 28.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты принят уполномоченным на то органом в соответствии с указанными Федеральными законами.

Из ст. 6.3 ФЗ "О государственной социальной помощи" усматривается, что если гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, не откажется в письменной форме от их получения путем подачи заявления об отказе в территориальный орган Пенсионного фонда РФ до 1 октября текущего года, то в следующем году он приобретает право на получение указанных услуг.

Довод заявителя о несоответствии пункта 8 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты федеральному законодательству на том основании, что отсутствует его согласие на использование ЕДВ на социальные услуги, не может быть признан состоятельным.

В данном пункте Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты указывается, что граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, что соответствует ст. 6.3 ФЗ "О государственной социальной помощи".

Таким образом, согласие на использование ежемесячной денежной выплаты на социальные услуги считается полученным, если гражданин не оформил отказ от получения социальных услуг в установленном законодательством порядке.

Не противоречат оспоренные пункты Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты и Конституции РФ, в том числе ее статьям 19, 55, 56 и 76, в связи с чем довод относительно наличия противоречия несостоятелен.

Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

А.В.ХАРЛАНОВ

В.М.ЕРМИЛОВ

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Самсоновой Валентины Ивановны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации"
"По жалобе гражданина Родионова Николая Александровича на нарушение его конституционных прав положениями части 6 статьи 2, части 2.1 статьи 3, статьи 13 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае", пункта 3 статьи 32, пункта 2.1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 2 статьи 3, пункта 5.1 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях"
"По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и Закона города Москвы "О торговом сборе"
Ошибка на сайте