Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2001 N КАС01-250
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2001 г. N КАС 01-250
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 августа 2001 года гражданское дело по кассационной жалобе Баранова А.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2001 года, которым ему было отказано в удовлетворении жалобы о частичном признании незаконными пунктов 12 и 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее "Инструкция"), утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения представителя заявителя Гандзюка В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы Баранова А.А., а также заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Морозова Ю.Ю., полагавшего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
15 февраля 2000 года Министр обороны РФ издал Приказ N 80, которым утвердил Инструкцию, пунктом 12 которой предусмотрено, что военнослужащим, прослужившим не менее 10 лет и нуждающимся в улучшении жилищных условий при увольнении с военной службы по возрасту, состоянию здоровья или организационно - штатным мероприятиям, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно последнему предложению пункта 40 Инструкции военнослужащим, имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.
Баранов А.А. обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать незаконными и недействующими упомянутые части Инструкции с момента опубликования.
Верховный Суд Российской Федерации 31 мая 2001 года принял вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе заявитель, не соглашаясь с решением, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права. В обоснование своих доводов Баранов А.А. утверждает, что Законом РФ "Об обороне" Министру обороны РФ не предоставлены законодательные полномочия и он не вправе вносить изменения в действующее законодательство. Включение в Инструкцию оспариваемых положений противоречит статьям 10, 17 и 19 Конституции Российской Федерации, поскольку Министр обороны РФ присвоил себе законодательные функции, расширил по сравнению со ст. 37 Жилищного кодекса круг лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, то есть расширил права одних граждан за счет других, а последним предложением пункта 40 Инструкции ущемил права военнослужащих, имеющих право на первоочередное получение жилья. Исходя из положений Конституции Российской Федерации, Министерство обороны РФ не является органом государственного управления, в связи с чем суд необоснованно сослался на ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики". Также заявитель считает, что суд не мотивировал свой вывод о законности п. 40 обжалованной Инструкции.
Изучив материалы дела и обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 года N 1357, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны.
Таким образом, Министерство обороны РФ, вопреки доводам заявителя, обладает полномочиями, установленными для органов государственного управления ст. 13 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", и вправе издавать нормативные правовые акты о порядке предоставления военнослужащим имеющегося жилья, в том числе и определять внеочередной порядок предоставления жилья.
Более того, согласно абз. 8 п. 6 указанного Положения в основные задачи Министерства обороны РФ входит совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил, а также реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 31 п. 7 Положения, ст. 14 п. 10 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 года). Подпунктом 36 пункта 11 этого Положения Министру обороны РФ предоставлено право издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты. Реализуя льготы, установленные ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Министр обороны РФ издал приказ, установив, что военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающимся в улучшении жилищных условий, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями жилые помещения предоставляются вне очереди.
Министр обороны РФ в соответствии со статьей 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" был полномочен определять порядок и условия предоставления военнослужащим жилых помещений. Поэтому утверждение им предусмотренного последним предложением пункта 40 Инструкции порядка распределения жилья между военнослужащими не противоречит действующему жилищному законодательству. Такой порядок согласуется и с требованиями ст. ст. 18, 33 и 37 ЖК РСФСР.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя Баранова А.А. - без удовлетворения.