Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 38-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2005 г. N 38-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА КУДИНОВА МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 АПРЕЛЯ 1992 ГОДА N 272
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ ЛОКОМОТИВНЫХ
БРИГАД, А ТАКЖЕ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ
ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
И МЕТРОПОЛИТЕНЕ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ПРАВОМ НА ПЕНСИЮ
В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина М.Ф. Кудинова,
установил:
1. Гражданин М.Ф. Кудинов с 24 сентября 1990 года по 12 мая 1993 года работал в Орловской дистанции пути в качестве монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных дорог с интенсивным движением поездов, затем до 1 января 2000 года - бригадиром на этих же участках дорог. С 1 января 2000 года по 18 апреля 2003 года М.Ф. Кудинов работал в Орловской дистанции пути бригадиром локомотивной бригады. В связи с отсутствием сведений о том, что в указанный период он был занят на участках с интенсивным движением поездов, что в силу утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, давало право на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Глазуновском районе Орловской области не включило этот период работы в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением Глазуновского районного суда Орловской области от 18 марта 2004 года, оставленным в силе кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 12 мая 2004 года, в удовлетворении заявления М.Ф. Кудинова об оспаривании решения должностного лица и назначении ему льготной пенсии отказано. При этом судом исследовался вопрос о периоде и характере работы М.Ф. Кудинова в Орловской дистанции пути, в том числе об уровне интенсивности движения поездов как условии включения этого периода в стаж работы для назначения льготной пенсии. Верховный Суд Российской Федерации определением от 30 июня 2004 года отказал М.Ф. Кудинову в принятии заявления об оспаривании Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.Ф. Кудинов утверждает, что Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 "Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" ограничивает его право на получение досрочной пенсии и противоречит статьям 2, 6 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 39 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Союзное пенсионное законодательство (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях") предусматривало пенсии в связи с особыми условиями труда, назначение которых связывалось с выполнением подземных работ, работ с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, вредными и тяжелыми условиями труда. Перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых давала право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (Списки N 1 и N 2), а также списки других профессий и должностей, работа в которых давала право на пенсию при пониженном возрасте, утверждались Советом Министров СССР.
Принцип компенсации работы в особых (вредных, тяжелых, в данном случае - интенсивных) условиях труда назначением пенсий на льготных условиях сохраняется и в законодательстве Российской Федерации. Пунктом "д" части первой статьи 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" было предусмотрено, что пенсии мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет назначаются, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы и имеют общий трудовой стаж соответственно 25 и 20 лет. Списки профессий и должностей определялись Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. В списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, указаны бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Такие же принципы регулирования сохраняются и в ныне действующем законодательстве. Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2002 года (подпункт 5 пункта 1 статьи 27), сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Согласно пункту 2 той же статьи списки соответствующих работ, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Пунктом "г" Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости названным работникам применяется список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.
Следовательно, правовое регулирование пенсионных отношений в этой части, включая такое условие, как интенсивность движения поездов для рабочих локомотивных бригад, обеспечивающих безопасность движения поездов на железнодорожном транспорте, не изменялось. Кроме того, судя по приложенным к жалобе материалам, о снижении интенсивности движения поездов в 2000 - 2002 годах в Орловской дистанции пути, где работал М.Ф. Кудинов, были своевременно проинформированы все работники, т.е. заявителю было известно, что условия его работы в этот период не учитываются в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии.
3. Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель, как и ранее, связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях.
Именно поэтому в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, указаны бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
4. Таким образом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года "Об утверждении списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" конституционные права гражданина М.Ф. Кудинова не нарушаются, что в силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является основанием для отказа в принятии его жалобы к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кудинова Михаила Федоровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ