Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 12.11.2008 N 974-О-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 ноября 2008 г. N 974-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЗАПРОСА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 94 ПРАВИЛ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.О. Красавчиковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Законодательного Собрания Краснодарского края,

установил:

1. В запросе Законодательного Собрания Краснодарского края оспаривается конституционность пункта 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"), согласно которому в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Как указывает заявитель, функции по государственному метрологическому контролю и надзору до внесения соответствующих изменений в законодательные акты Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии"), в полномочия которого также входит утверждение значений температурных коэффициентов, которые прямо влияют на размер платы, вносимой потребителем за предоставление услуг по газоснабжению.

По мнению заявителя, существующая неопределенность относительно объема делегированного названному федеральному органу исполнительной власти полномочия, связанная с отсутствием в действующем законодательстве регулирования, касающегося установления порядка и формы, в которых должны утверждаться значения температурных коэффициентов, непосредственно затрагивает права граждан-потребителей, возлагая на них обязанность уплачивать суммы дополнительно к тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим заявитель просит признать пункт 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 15 (часть 3), 18, 24 (часть 2), 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), как не уполномочивающий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии, утверждать температурные коэффициенты нормативными правовыми актами в установленном порядке.

2. Согласно Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2). По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя регулирование по вопросам, относящимся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1997 года N 13-О).

Жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК Российской Федерации). Правительство Российской Федерации, согласно частям 4 и 5 статьи 5 ЖК Российской Федерации, вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений уточняет статья 12 ЖК Российской Федерации, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Так, согласно части 1 статьи 157 ЖК Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 157 ЖК Российской Федерации и во исполнение полномочий в области газоснабжения, возложенных на Правительство Российской Федерации Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (статья 8), Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 23 мая 2006 года N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1).

В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам на федеральном уровне урегулированы процедуры оплаты коммунальных услуг с использованием показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета. В частности, по общему правилу, размер платы за газоснабжение определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета (пункт 16), а в отношении газоснабжения потребителей по присоединенной сети пунктом 94 названных Правил установлено, что в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Подобное правовое регулирование в рамках полномочий Правительства Российской Федерации в области газоснабжения, в частности в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам, - с учетом характера данного регулирования, направленного на конкретизацию норм Жилищного кодекса Российской Федерации на основе экономической и учетно-организационной целесообразности, - не является, вопреки мнению заявителя, произвольным. Именно Правительство Российской Федерации, осуществляя исполнительную власть в Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации (статья 110, часть 1; статья 114, пункты "б", "ж" части 1; статья 115, часть 1) и Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", обязано действовать в соответствии с конституционно-правовым смыслом закона и в обеспечение его адекватной реализации (статьи 10, 18; статья 114, пункты "а", "б", "е" части 1; статья 115, часть 1, Конституции Российской Федерации), в том числе издавать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации (статья 115, часть 2, Конституции Российской Федерации) всеми, включая федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие свои полномочия по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии в объеме, на условиях и в порядке, установленном действующими нормативными актами.

Доводы, приведенные заявителем в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что фактически он ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о правомерности применения температурных коэффициентов при расчетах за газ с бытовыми потребителями, имеющими приборы измерения объема расходуемого ими газа различного конструктивного типа, эксплуатируемые в различных условиях. Такие коэффициенты в целях приведения к стандартной температуре объема газа, проходящего в среднем через один счетчик за месяц, во исполнение требования статьи 9 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" рассчитываются в соответствии с разработанной и аттестованной в установленном порядке типовой методикой выполнения измерений мембранными счетчиками газа без температурной компенсации (методика МИ 2721-2005) за определенный отчетный период с учетом специфики регионов (их метеорологических и географических условий, структуры потребления газа, условий установки счетчиков). Эти обстоятельства, имеющие значение для оценки допустимости данной жалобы, не могут быть проверены в процедурах конституционного судопроизводства, поскольку в силу частей третьей и четвертой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Краснодарского края, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми, и поскольку разрешение поставленных в нем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Прохорова Алексея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями части второй статьи 49 и части первой статьи 402 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Котовомежрайгаз" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ковалева Дмитрия Олеговича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 30.1, части 1 статьи 30.12 и части 3 статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Новооскольского районного суда Белгородской области о проверке конституционности положений статей 43, 148, 150 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте