Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 N 238-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 февраля 2014 г. N 238-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА БЕЗНАСЮКА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО

КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ" И ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ

ОПЛАТЫ ТРУДА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРИЗНАНИИ

УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

(ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.С. Безнасюка,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.С. Безнасюк - судья военного суда, пребывающий в отставке и с 2008 года получающий ежемесячное пожизненное содержание, оспаривает конституционность следующих нормативных положений:

части 3 статьи 2 Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", согласно которой в заработную плату судьи военного суда или судьи Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, продолжающего на день вступления в силу данного Федерального конституционного закона замещать государственную должность Российской Федерации в военном суде или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, включаются дополнительные выплаты в размерах, соответствующих размерам оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, установленные для них как для военнослужащих на день вступления в силу данного Федерального конституционного закона; указанные выплаты учитываются при исчислении выходного пособия и ежемесячного пожизненного содержания независимо от времени почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда или судьи Военной коллегии;

части 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", согласно которой судье, пребывающему в отставке на день вступления в силу данного Федерального закона, установленный размер ежемесячного пожизненного содержания подлежит перерасчету исходя из размеров ежемесячного денежного вознаграждения, которое могло быть начислено работающему по соответствующей должности судье, при этом перерасчет выплат по ранее присвоенному квалификационному классу производится согласно таблице соответствия, предусмотренной частью 1 данной статьи, а определение размеров ежемесячной доплаты за выслугу лет - в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона).

Как следует из представленных материалов, Мещанский районный суд города Москвы решением от 6 июня 2013 года отказал в удовлетворении требования заявителя о перерасчете выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного содержания с учетом размера оклада по воинскому званию, увеличенного в связи с принятием Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 992 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту".

Суд указал, что предоставление судьям, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания является гарантией независимости судей и обусловлено спецификой их профессиональной деятельности, а не фактором военной службы; ежемесячное пожизненное содержание, назначенное судье, пребывающему в отставке, в том числе судье военного суда, увеличивается при повышении денежного содержания судьи, работающего по соответствующей должности; такое правовое регулирование является проявлением единства статуса судьи, установленного пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"; соответственно, увеличение ежемесячного пожизненного содержания пребывающим в отставке судьям военных судов в зависимости от того, являлись ли они военнослужащими, а также от того, до или после 29 июня 2009 года им было назначено ежемесячное пожизненное содержание, привело бы к неоправданному различию в их правовом положении. Таким образом, отмечается в судебном решении, ежемесячное пожизненное содержание, назначенное судьям военных судов до 29 июня 2009 года, не подлежит перерасчету с 1 января 2012 года.

Данное решение было оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2013 года.

По мнению заявителя, часть 3 статьи 2 Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" противоречит статьям 2, 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 39, 54 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку препятствует перерасчету ежемесячного пожизненного содержания, установленного судье военного суда, пребывавшему в отставке на момент вступления данного законодательного акта в силу, в связи с увеличением с 1 января 2012 года размеров окладов по воинским званиям.

Часть 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ противоречит, с точки зрения заявителя, статьям 19 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяет обеспечить судье, вышедшему в отставку до 29 июня 2009 года, право на получение ежемесячного пожизненного содержания с учетом статуса военнослужащего, имевшегося у него на момент выхода в отставку, и ранее присвоенного ему квалификационного класса судьи.

2. Исходя из принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и признания самостоятельности органов судебной власти статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, с тем чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашаются несменяемость и неприкосновенность судей, предусматривается их надлежащее материальное и социальное обеспечение, выступающие гарантией независимости судей, неотъемлемым элементом их конституционного статуса (статьи 10, 119, 120 - 122 и 124 Конституции Российской Федерации).

Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", закрепляя в развитие конституционных положений гарантии независимости судей, относит к их числу право судьи на отставку (т.е. почетный уход или почетное удаление судьи с должности), а также предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (пункт 1 статьи 9).

Предоставление судьям, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания является дополнительной гарантией их надлежащего материального обеспечения в связи с предъявляемыми к ним высокими требованиями и установленными для судей запретами и ограничениями, обусловленными спецификой их профессиональной деятельности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 года N 9-П). Данная гарантия распространяется на всех судей в Российской Федерации, в том числе судей военных судов, особенности правового положения которых закрепляются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".

2.1. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" в случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, назначаемая в соответствии с действующим пенсионным законодательством.

Выплата ежемесячного пожизненного содержания пребывающим в отставке судьям военных судов осуществляется по общим правилам, закрепленным Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Согласно данному Закону размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется из ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи и составляет 80 процентов такого вознаграждения при наличии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет (абзац первый пункта 5 статьи 15); судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере (абзац сороковой пункта 1 статьи 19).

Таким образом, размер ежемесячного пожизненного содержания зависит как от продолжительности профессиональной деятельности (стажа работы) в должности судьи, так и от размера ежемесячного денежного вознаграждения судьи, работающего по соответствующей должности.

2.2. До вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" судьи военных судов имели двойной статус - судей и военнослужащих, поэтому их материальное обеспечение имело свои особенности. В частности, денежное содержание судьям военных судов выплачивалось по основаниям и в размерах, которые были установлены для судей Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", однако при этом дополнительно включало оклад по воинскому званию, выплачиваемый по основаниям и в размерах, установленных для военнослужащих федеральным законом. Кроме того, судьям военных судов по их выбору выплачивалась либо доплата за выслугу лет в должности судьи по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом, либо процентная надбавка за выслугу лет по основаниям и в размерах, которые установлены для военнослужащих соответствующими нормативными правовыми актами (части 1 - 3 статьи 29 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" в первоначальной редакции).

В связи с реформированием системы военных судов, предполагающим упразднение таких институтов, как прикомандирование военнослужащих к военным судам, прохождение военной службы военнослужащими на должностях в аппаратах судов и привлечение военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения деятельности военных судов и судебных органов, в законодательство о военных судах были внесены изменения, которые коснулись статуса военных судей и их материального обеспечения.

В частности, должности судей военных судов стали замещаться как военнослужащими, которым в случае назначения судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации было предоставлено право либо на увольнение с военной службы, либо на приостановление военной службы, так и гражданскими лицами (часть 3 статьи 26, статья 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" в редакции Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ).

Военнослужащим, являвшимся на день вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, и военнослужащим, прикомандированным к военным судам или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, также было предоставлено право либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу и продолжать замещать государственные должности Российской Федерации в военных судах или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации без переназначения (часть 2 статьи 2).

Кроме того, в ходе реформирования законодательства из состава заработной платы судей военных судов были исключены те выплаты, право на получение которых ранее обусловливалось наличием у этих судей статуса военнослужащих, в том числе оклад по воинскому званию (подпункт "б" пункта 3 статьи 1 данного Федерального конституционного закона, пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 28 июня 2009 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").

Приведенные изменения были направлены на унификацию правового статуса судей независимо от того, в каком суде - военном или ином суде общей юрисдикции - они исполняют свои должностные обязанности, а также на установление единых правил оплаты их труда.

При этом в целях обеспечения стабильности правового положения тех судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, которые на момент вступления в силу данного Федерального конституционного закона продолжали исполнять обязанности судьи, частью 3 его статьи 2 было предусмотрено, что в их заработную плату включаются дополнительные выплаты в размерах, соответствующих размерам оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, установленные для них как для военнослужащих на день вступления в силу данного Федерального конституционного закона; эти выплаты учитываются при исчислении выходного пособия и ежемесячного пожизненного содержания независимо от времени почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда или судьи Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Приведенные законоположения не предполагают перерасчет ежемесячного пожизненного содержания, назначенного судьям военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, пребывавшим в отставке на день вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", и не затрагивают права заявителя, который, как следует из представленных материалов, на этот момент уже пребывал в отставке и получал ежемесячное пожизненное содержание.

Таким образом, в этой части данная жалоба не может быть признана отвечающей критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

2.3. С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", направленный на реформирование системы оплаты труда судей всех судов Российской Федерации. При этом были внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 данного Закона Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи, месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.

Тем же законоположением закреплены размеры должностных окладов судей (в процентном отношении к должностным окладам председателей высших судов Российской Федерации) и размеры окладов за квалификационный класс, а также установлено ежеквартальное денежное поощрение, которое не входит в состав ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

Приведенное правовое регулирование распространяется и на судей военных судов, поскольку Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", не устанавливая каких-либо специальных норм, определяющих особенности исчисления материального вознаграждения данной категории судей за исполнение ими своих должностных обязанностей, предусматривает, что ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации выплачиваются по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом (часть 1 статьи 29 в редакции Федерального конституционного закона от 25 декабря 2012 года N 5-ФКЗ), каковым является Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

В целях поддержания такого уровня материального обеспечения судей, пребывающих в отставке, который соответствует их статусу, федеральный законодатель установил также механизм увеличения (индексации) их ежемесячного пожизненного содержания - в размерах и в сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей (пункт 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ).

Кроме того, согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ судье, пребывающему в отставке на день вступления в силу данного Федерального закона, установленный размер ежемесячного пожизненного содержания подлежит перерасчету исходя из размеров ежемесячного денежного вознаграждения, которое могло быть начислено работающему по соответствующей должности судье; перерасчет выплат по ранее присвоенному квалификационному классу производится согласно таблице соответствия, предусмотренной частью 1 той же статьи, а определение размеров ежемесячной доплаты за выслугу лет - в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона). При этом согласно части 4.1 данной статьи размер ежемесячного пожизненного содержания не может быть меньше размера его ежемесячного пожизненного содержания, исчисленного до дня вступления названного Федерального закона в силу. Следовательно, действующее правовое регулирование предусматривает как учет ежемесячного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи, так и сохранение имевшегося у судьи в отставке уровня материального обеспечения.

Таким образом, часть 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ, определяющая порядок перерасчета размера ежемесячного пожизненного содержания, установленного судьям, пребывающим в отставке, в том числе судьям военных судов, с учетом произошедших с 1 января 2013 года изменений в законодательстве об оплате труда судей, во взаимосвязи с частью 4.1 той же статьи направлена на защиту их интересов, согласуется с принципом единства статуса судей и - притом что представленными заявителем документами не подтверждается уменьшение размера выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного содержания - не может рассматриваться как нарушающая его конституционные права.

К тому же представленными заявителем судебными постановлениями не подтверждается применение части 4 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ при разрешении его конкретного дела. Следовательно, данная жалоба и в этой части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и не может быть принята им к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Безнасюка Александра Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Другие документы по теме
<О прекращении производства по делу о признании частично недействующими пунктов 9, 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бовиной Ольги Павловны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
"По жалобе гражданина Романова Юрия Петровича на нарушение его конституционных прав статьями 21 и 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кулика Виктора Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями части третьей статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 3 части второй статьи 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте