Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2007 N КАС07-565
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2007 г. N КАС07-565
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Зелепукина А.Н.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании частично недействующим абзаца восьмого пункта 1.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942
по кассационной жалобе Ш. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения Ш., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Правительства Российской Федерации Ковпака С.В., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 (в редакции от 20 октября 2006 года) утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям" (далее - Положение).
Абзацем 8 пункта 1.1 Положения предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в центральном и территориальных партийных органах и их аппаратах (кроме работы в должностях по хозяйственному и техническому обслуживанию), а также на освобожденных выборных должностях в парткомах органов прокуратуры до 14 марта 1990 года при условии, что этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала служба (работа) в органах или учреждениях прокуратуры.
Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 8 пункта 1.1 Положения, указав на то, что оспариваемая им норма в части, ограничивающей включение периода работы в партийных органах в выслугу лет условием, чтобы этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала служба (работа) в органах или учреждениях прокуратуры, противоречит Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Указу Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих", и нарушает его право на получение пенсии с учетом пятилетнего периода работы в райкоме партии.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение, об отмене которого и вынесении нового решения просит в кассационной жалобе Ш. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд, проверив оспариваемую правовую норму, проанализировав на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пришел к правильному выводу о том, что она не противоречит действующему законодательству. Данная норма, несмотря на содержащееся в ней ограничительное условие, расширяет перечень периодов работы (службы), включенных в специальный трудовой стаж, приобретаемый в процессе службы в органах и учреждениях прокуратуры, в связи с чем не может рассматриваться как ограничивающая право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Согласно статье 40 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 (в редакции от 2 марта 2007 года) "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 названного Федерального закона пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Пенсионное обеспечение иных прокурорских работников (согласно статье 54 приведенного Федерального закона прокурорские работники - это прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания)) осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих, то есть на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При этом прокурорские работники приравнены в пенсионном обеспечении к военнослужащим и пенсия за выслугу лет им назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из того, что пенсионное обеспечение прокурорских работников, а именно прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей, осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и принятого в его развитие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". Приведенными нормативными правовыми актами установлены периоды службы (работы, учебы), засчитываемые в выслугу лет при начислении пенсии. Работа в центральных и территориальных органах и их аппаратах, в том числе и работа на освобожденных выборных должностях в парткомах, в указанные периоды не включена.
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942, его действие распространяется на прокуроров, следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям. На иных прокурорских работников, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих, указанное Положение не распространяется.
Проанализировав содержание абзаца 8 пункта 1.1 Положения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая заявителем норма, ограничивающая содержащимся в ней условием возможность включения в выслугу лет периоды службы (работы, учебы) в центральном и территориальных партийных органах и их аппаратах (кроме работы в должностях по хозяйственному и техническому обслуживанию), а также на освобожденных выборных должностях в парткомах органов прокуратуры до 14 марта 1990 года при условии, что этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала служба (работа) в органах или учреждениях прокуратуры, расширяет перечень периодов работы (службы), включаемых в специальный трудовой стаж, не противоречит Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в развитие которого она издана, и не может рассматриваться как ограничивающая право на пенсионное обеспечение.
Ссылка заявителя в кассационной жалобе на Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, на основании которого заявителю при увольнении из органов внутренних дел в выслугу лет была включена работа в райкоме партии, не может являться основанием к признанию оспариваемой нормы противоречащей федеральному закону, поскольку данное постановление регулирует вопросы порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащих, и неприменимо к рассматриваемым в данном деле правоотношениям.
Нельзя согласиться и с утверждением в кассационной жалобе о противоречии оспариваемой нормы Указу Президента РФ от 17 декабря 2002 года N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих". Приведенный Указ определяет периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих для назначения пенсии за выслугу лет на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и его положения не распространяются на прокурорских работников.
Довод в кассационной жалобе о неправильном применении судом норм материального права при рассмотрении спора является необоснованным. Вывод суда о законности в оспариваемой части нормативного правового акта сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм, на основе надлежащего анализа норм федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН