Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2005 N КАС05-218
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2005 г. N КАС05-218
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Толчеева Н.К., Кебы Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 июня 2005 года гражданское дело по заявлению Л. о признании недействующими подпункта "и" пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 22, пунктов 15, 16, 23, 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (в редакции Указа от 17.04.2003 N 444),
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2005 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителя Президента Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации М., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Багателия В.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Подпунктом "и" пункта 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) предусмотрено, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением, - до его исключения.
Согласно пункту 1 статьи 22 Положения очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
В пунктах статьи 34 Положения установлено, что:
15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).
16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 указанного Федерального закона и настоящим Положением.
Военнослужащий Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанных норм Положения противоречащими законодательству, ссылаясь на то, что установленные в них правила зачисления в распоряжение командира военнослужащих, уволенных с военной службы, освобождения от занимаемой должности, присвоения очередного воинского звания только при условии занятия воинской должности допускают бессрочное насильственное удержание на военной службе граждан, досрочно уволенных с военной службы по состоянию здоровья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, без обеспечения жилым помещением, позволяют не включать в срок для присвоения очередного воинского звания период, в течение которого они остаются в списках личного состава воинской части, лишают различных прав и льгот, предусмотренных законодательством о воинской обязанности и военной службе, препятствуют в осуществлении права на свободный выбор рода деятельности и профессии, ограничивают права на жилище и нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод человека.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2005 года в удовлетворении указанных требований заявителю отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, Л. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В пункте 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в указанном в этом пункте случаях, а также в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
Закрепленное в подпункте "и" пункта 2 статьи 13 Положения правило, допускающее зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части, основано на этой статье Закона и не противоречит ей.
Данное правило согласуется и с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 данного Федерального закона.
Пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, которая, по общему правилу, совпадает с днем истечения срока военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте Закона, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, определяя случаи, когда уволенный с военной службы военнослужащий не подлежит исключению из списков воинской части, Федеральный закон прямо предусматривает возможность их расширения в Положении о порядке прохождения военной службы. Поэтому обжалуемые нормы Положения, устанавливающие другие случаи, когда не допускается исключение из списков воинской части, полностью соответствует этому Федеральному закону.
Согласно пункту 2 статьи 47 указанного Федерального закона очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
В пункте 1 статьи 22 Положения эта норма воспроизведена дословно, в связи с чем каких-либо оснований считать данный пункт противоречащим закону не имеется.
Нормы Положения, устанавливающие порядок исключения из списков личного состава воинской части военнослужащих, уволенных с военной службы, направлены, как правильно указано в решении суда, на защиту прав военнослужащих в целях недопущения случаев незаконного их исключения из списков личного состава части без обеспечения положенными видами довольствия, предусматривают необходимые гарантии реализации закрепленных в законодательстве прав и свобод военнослужащих.
Поскольку оспариваемые заявителем нормы Положения соответствуют Федеральному закону, то судом правильно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Л. о нарушении его жилищных и других прав длительным неисполнением командованием воинской части решения суда, которым подтверждено его право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых пунктов Положения. В них не содержится норм, регулирующих порядок исполнения судебных решений или допускающих возможность их длительного неисполнения.
Положение о порядке прохождения военной службы, в том числе в оспариваемой части, не препятствует военнослужащим обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав, а также требовать исполнения решения суда по конкретному спору в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Ссылка в кассационной жалобе о несоответствии оспариваемых пунктов Положения Конституции Российской Федерации не может служить основанием к отмене решения суда. Положение утверждено Указом Президента Российской Федерации. Проверка конституционности такого нормативного правового акта в силу статьи 125 (части 2) Конституции Российской Федерации отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем требование о признании норм Положения противоречащими Конституции Российской Федерации не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (часть 3 статьи 251 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Ю.Г.КЕБА