Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2005 N КАС05-218

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 июня 2005 г. N КАС05-218

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Толчеева Н.К., Кебы Ю.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 2 июня 2005 года гражданское дело по заявлению Л. о признании недействующими подпункта "и" пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 22, пунктов 15, 16, 23, 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (в редакции Указа от 17.04.2003 N 444),

по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2005 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителя Президента Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации М., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Багателия В.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Подпунктом "и" пункта 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) предусмотрено, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением, - до его исключения.

Согласно пункту 1 статьи 22 Положения очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

В пунктах статьи 34 Положения установлено, что:

15. Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 указанного Федерального закона и настоящим Положением.

Военнослужащий Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанных норм Положения противоречащими законодательству, ссылаясь на то, что установленные в них правила зачисления в распоряжение командира военнослужащих, уволенных с военной службы, освобождения от занимаемой должности, присвоения очередного воинского звания только при условии занятия воинской должности допускают бессрочное насильственное удержание на военной службе граждан, досрочно уволенных с военной службы по состоянию здоровья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, без обеспечения жилым помещением, позволяют не включать в срок для присвоения очередного воинского звания период, в течение которого они остаются в списках личного состава воинской части, лишают различных прав и льгот, предусмотренных законодательством о воинской обязанности и военной службе, препятствуют в осуществлении права на свободный выбор рода деятельности и профессии, ограничивают права на жилище и нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод человека.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2005 года в удовлетворении указанных требований заявителю отказано.

В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, Л. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В пункте 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в указанном в этом пункте случаях, а также в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Закрепленное в подпункте "и" пункта 2 статьи 13 Положения правило, допускающее зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части, основано на этой статье Закона и не противоречит ей.

Данное правило согласуется и с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 данного Федерального закона.

Пунктом 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, которая, по общему правилу, совпадает с днем истечения срока военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте Закона, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Таким образом, определяя случаи, когда уволенный с военной службы военнослужащий не подлежит исключению из списков воинской части, Федеральный закон прямо предусматривает возможность их расширения в Положении о порядке прохождения военной службы. Поэтому обжалуемые нормы Положения, устанавливающие другие случаи, когда не допускается исключение из списков воинской части, полностью соответствует этому Федеральному закону.

Согласно пункту 2 статьи 47 указанного Федерального закона очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

В пункте 1 статьи 22 Положения эта норма воспроизведена дословно, в связи с чем каких-либо оснований считать данный пункт противоречащим закону не имеется.

Нормы Положения, устанавливающие порядок исключения из списков личного состава воинской части военнослужащих, уволенных с военной службы, направлены, как правильно указано в решении суда, на защиту прав военнослужащих в целях недопущения случаев незаконного их исключения из списков личного состава части без обеспечения положенными видами довольствия, предусматривают необходимые гарантии реализации закрепленных в законодательстве прав и свобод военнослужащих.

Поскольку оспариваемые заявителем нормы Положения соответствуют Федеральному закону, то судом правильно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Доводы Л. о нарушении его жилищных и других прав длительным неисполнением командованием воинской части решения суда, которым подтверждено его право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых пунктов Положения. В них не содержится норм, регулирующих порядок исполнения судебных решений или допускающих возможность их длительного неисполнения.

Положение о порядке прохождения военной службы, в том числе в оспариваемой части, не препятствует военнослужащим обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав, а также требовать исполнения решения суда по конкретному спору в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Ссылка в кассационной жалобе о несоответствии оспариваемых пунктов Положения Конституции Российской Федерации не может служить основанием к отмене решения суда. Положение утверждено Указом Президента Российской Федерации. Проверка конституционности такого нормативного правового акта в силу статьи 125 (части 2) Конституции Российской Федерации отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем требование о признании норм Положения противоречащими Конституции Российской Федерации не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (часть 3 статьи 251 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Ю.Г.КЕБА

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 05.05.2010 N ВКГПИ10-25, которым отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными абзацев 3 и 4 пункта 4 "Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов", утв. Приказом Министра обороны РФ от 10.06.2006 N 215>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 21.07.2003 N ГКПИ2003-471, которым было признано недействующим второе предложение абзаца 1 пункта 9 Порядка предоставления и финансирования дополнительных выплат лицам, находившимся в Чеченской Республике, утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.02.1995 N 10>
<Об оставлении без изменения определения Верховного Суда РФ от 20.02.2002, которым было отказано в принятии заявления о признании недействительными пунктов 2, 5, 6 и 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.1997 N 510>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 21.03.2012 N АКПИ12-118, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 1 Указа Президента РФ от 19.10.2011 N 1391 "О внесении изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325">
Ошибка на сайте