Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2004 N КАС04-349

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 августа 2004 г. N КАС04-349

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Толчеева Н.К,

членов коллегии Пирожкова В.Н., Петроченкова А.Я.,

с участием прокурора Кочуры А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 августа 2004 года гражданское дело по заявлению А. о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2002 года N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" в части, противоречащей Указу Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих", по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2004 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения представителя Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации М., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, а также заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

А. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что обжалованные им Постановление Правительства РФ от 4 января 2002 года N 4 и Приказ Министра обороны РФ от 24 января 2002 года N 33 не отвечают требованиям Указа Президента РФ от 29 декабря 2001 года N 1509, поскольку п. 1 Указа Президента РФ предусмотрены лишь два условия для установления военнослужащим надбавки за командование личным составом - это замещение воинских должностей командиров воинских подразделений и частей и второе - наличие в подчинении личного состава. Этим же пунктом Указа Президента РФ Правительству РФ предоставлено право определять размер и порядок выплаты надбавки, однако Правительство РФ, превышая предоставленные ему права, в Постановлении от 4 января 2002 года N 4 установило, что перечни воинских должностей, при замещении которых военнослужащим выплачивается надбавка, и ее конкретные размеры определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в зависимости от численности личного состава, находящегося в подчинении.

Этим самым, по мнению заявителя, Правительство РФ установило дополнительное условие получения надбавки, так как в зависимости от должности стал обуславливаться не размер, а само право на получение надбавки.

Министр обороны РФ, в свою очередь, дал указание должностным лицам Министерства обороны РФ разработать и представить предложения по перечню воинских должностей в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач. Фактически Министром обороны РФ было установлено дополнительное условие получения надбавки - наличие в подчинении не менее определенного количества личного состава.

В связи с этим ему, капитану 2-го ранга, замещающему должность командира экипажа атомной подводной лодки, выведенной из боевого состава ВМФ, и имеющему в подчинении 23 военнослужащих различных категорий, не выплачивается ежемесячная надбавка за командование воинской частью, так как его должности нет в Перечне воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка, что нарушает его право на получение денежного довольствия в полном объеме.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2004 года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.

В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, А. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении его жалобы.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы частной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 229-ФЗ) кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых задач.

На основании этих положений Закона Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" Правительству РФ поручено установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и частями, а также определить порядок и размер этих выплат в зависимости от замещаемых ими воинских должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509 Правительство Российской Федерации издало Постановление от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", которым установило с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями в размере от 300 до 500 рублей.

При этом Правительство РФ поручило руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, определить перечень должностей, при замещении которых военнослужащим будет выплачиваться указанная надбавка и ее конкретные размеры.

На основании вышеназванных нормативных актов Министр обороны РФ издал Приказ от 24 января 2002 года N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", в котором предложил заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации разработать и представить для утверждения согласованные с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации предложения по перечням воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должна выплачивается надбавка.

Данным Приказом Министра обороны РФ утверждена "Инструкция о порядке выплаты ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями", в соответствии с которой с 1 января 2002 года военнослужащим, замещающим должности командиров воинских подразделений и частей и имеющих в подчинении количественный, перечисленный в таблице, личный состав, выплачивается ежемесячная денежная надбавка.

При этом, как следует из примечания <*> (2) Инструкции, дополнительные выплаты не касаются командиров кораблей, выведенных из боевого состава Военно-Морского Флота.

Правительство РФ и Министр обороны РФ при издании оспариваемых нормативных правовых актов действовали в пределах предоставленных им прав. Указом Президента РФ от 29 декабря 2001 года N 1509 предусматривалось принятие дополнительных мер для материального стимулирования не всех, а только некоторых категорий военнослужащих. Этот принцип соблюден и при издании Постановления Правительства РФ и Приказа Министра обороны РФ по данному вопросу.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Члены коллегии

В.Н.ПИРОЖКОВ

А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ

Другие документы по теме
"Об отказе в удовлетворении ходатайства Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 168-О"
"Об отказе в принятии ходатайства Законодательного Собрания Санкт-Петербурга об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Осетника Вячеслава Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой.1 статьи 79 и частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 25.03.2013 N АКПИ13-133, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "е" пункта 10 Правил пользования жилыми помещениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года N 25>
Ошибка на сайте