Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2011 N КАС11-105
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2011 г. N КАС11-105
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Харланова А.В.,
при секретаре К.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" о признании недействующими абзаца 2 подпункта "з" пункта 6 и пункта 9 Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, утвержденного Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 375/584/352,
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2011 г., которым заявленное требование было оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей заявителя - С. и П., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей заинтересованных лиц - М., Б. и К.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 375/584/352 утверждено Положение о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел (далее - Положение).
Положение зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 г., регистрационный номер 8296 и опубликовано в "Российской газете" от 22 сентября 2006 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 9 октября 2006 г., N 41.
Согласно пункту 6 Положения право доступа к материалам соответствующих прекращенных уголовных и административных дел, а также фильтрационно-проверочных дел имеют:
а) реабилитированные лица и лица, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность;
б) родственники реабилитированных лиц - на основании соответствующего заявления, письменного согласия реабилитированного лица на ознакомление с материалами дела либо документа, подтверждающего факт смерти реабилитированного лица, и при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих родство;
в) родственники лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления, доверенности, оформленной в установленном законом порядке, на ознакомление с материалами дела от лица, в отношении которого велось производство по фильтрационно-проверочному делу, или его наследников и при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих родство;
г) наследники по закону реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих родство;
д) наследники по завещанию реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, - на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также документов, подтверждающих право наследования, с указанием на соответствующий доступ к материалам дел;
е) лица, представляющие интересы реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, их родственников или наследников, с учетом их права доступа к материалам дел, на основании соответствующего заявления и при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также доверенности, оформленной в установленном законом порядке, подтверждающей право представлять интересы доверителя и его право доступа к материалам дел;
ж) представители органов государственной власти - на основании мотивированных обращений заинтересованных органов государственной власти в пределах предоставленных им полномочий при предъявлении документов, удостоверяющих личность;
з) другие лица - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Другие лица могут быть допущены к материалам дел до истечения 75 лет с момента создания документов с письменного согласия реабилитированных лиц или лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, а после их смерти - наследников - на основании соответствующего заявления или ходатайства, при предъявлении документов, удостоверяющих личность, а также доверенности, оформленной в установленном законом порядке, от реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам или их наследников;
и) работники архивов - в пределах возложенных на них служебных обязанностей.
Пункт 9 Положения устанавливает, что документы, содержащие информацию с персональными данными лиц, в отношении которых производство по делам не осуществлялось, но сведения в деле имеются, до истечения установленного законодательством Российской Федерации срока пользователю не предоставляются.
Данное ограничение может быть снято при соблюдении условия обезличивания в предоставляемых копиях документов персональных данных вышеуказанных лиц.
Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" (далее - МОО Международный Мемориал) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на незаконность абзаца 2 подпункта "з" пункта 6 и пункта 9 Положения.
Верховный Суд Российской Федерации вынес указанное решение, отказав в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе МОО Международный Мемориал ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным. Как указано в кассационной жалобе, оспоренные положения устанавливают дополнительные по сравнению с федеральным законом ограничения на доступ к архивным документам для лиц, не относящихся к категории реабилитированных лиц или их наследников. В обоснование заявленных требований заявитель, в частности, указал, что часть 3 статьи 25 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" устанавливает ограничение на доступ только к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности. Заявитель полагает, что применение оспоренных положений позволяет необоснованно ограничивать доступ других лиц также и к тем документам, которые входят в состав прекращенных административных, уголовных и фильтрационно-проверочных дел в отношении репрессированных лиц, не содержащих в себе никаких сведений о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни и сведений, создающих угрозу его безопасности.
В кассационной жалобе указывается, что пункт 9 Положения противоречит Федеральным законам "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Об архивном деле в Российской Федерации", "О персональных данных" и также ограничивает право на доступ к информации. Заявитель полагает, что указанные федеральные законы не предусматривают каких-либо ограничений на доступ к архивным документам, содержащим данные, которые можно идентифицировать как персональные, в связи с чем установленное пунктом 9 Положения ограничение на доступ к информации незаконно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в статье 11 определяет, что реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти -родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов.
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" предусматривается ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.
Предусматривая право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4).
Пункты 1, 2 статьи 9 указанного Федерального закона определяют, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
К основным принципам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" относит не только открытость и доступность информации о деятельности данных органов, но и соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно указал, что ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, установлено федеральным законом. Допуск других лиц к указанным выше архивным документам до истечения срока, установленного законом, возможен лишь на основании письменного разрешения реабилитированных лиц и их наследников. Абзац 2 подпункта "з" пункта 6 Положения устанавливает порядок доступа других лиц к материалам прекращенных уголовных и административных дел, фильтрационно-проверочных дел ранее установленного законом срока. Данный порядок предусматривает наличие письменного согласия реабилитированных лиц или лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, а после их смерти -наследников - соответствующего заявления или ходатайства, предъявление документов, удостоверяющих личность, а также доверенности, оформленной в установленном законом порядке, от реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, или их наследников.
В связи с изложенным доводы МОО Международный Мемориал о том, что абзац 2 подпункта "з" пункта 6 Положения незаконно вводит ограничение на доступ к архивным документам, являются несостоятельными.
Довод заявителя в кассационной жалобе о том, что абзац 2 подпункта "з" пункта 6 Положения устанавливает неправомерные ограничения доступа к архивным документам, имеющимся в материалах прекращенных уголовных и административных дел, в которых не содержится сведений, составляющих личную и семейную тайну, сведений о частной жизни лица, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан несостоятельным, поскольку материалы прекращенных уголовных и административных дел, фильтрационно-проверочных дел содержат сведения, требующие письменного разрешения гражданина, а после его смерти - наследников на доступ к архивным документам. Согласно Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" право других лиц, помимо реабилитированных и их наследников, на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел, в том числе и с документами, в которых не содержится сведений, составляющих личную и семейную тайну, реализуется в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов.
Оспоренные положения пункта 6 Положения не распространяют содержащиеся в нем ограничения, предусмотренные и федеральным законом, на доступ иных лиц (в том числе и представителей МОО Международный Мемориал) к архивным документам, не содержащим сведений, составляющих личную и семейную тайну, сведений о частной жизни лица.
Кроме того, предусмотренный подпунктом "з" пункта 6 Положения порядок не препятствует получению другими лицами информации об основных биографических данных реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, и о результате пересмотра уголовных и административных дел на основании пункта 16 Положения.
Довод кассационной жалобы о том, что заявителю в нарушение указанной нормы Положения неоднократно было отказано в предоставлении сведений об основных биографических данных вышеуказанных категорий лиц, не может служить основанием к отмене обжалованного решения суда, вынесенного при правильном применении норм федеральных законов, регулирующих правоотношения в рассматриваемой сфере. При возникновении конкретного спора заявитель не лишен возможности обжаловать действия должностных лиц, указав в обоснование своих требований на невыполнение ими предписаний пункта 16 Положения, если полагает, что его права были нарушены.
Что касается требования об оспаривании пункта 9 Положения, в соответствии с которым документы, содержащие информацию с персональными данными лиц, в отношении которых производство по делам не осуществлялось, но сведения в деле имеются, до истечения установленного законодательством Российской Федерации срока пользователю не предоставляются, то суд первой инстанции также правильно пришел к выводу о его соответствии действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации, которое ограничивает доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации").
К охраняемой законодательством Российской Федерации тайне в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" отнесены персональные данные. В связи с этим довод заявителя в кассационной жалобе о якобы незаконном ограничении в оспоренной норме Положения доступа к информации, содержащей персональные данные, несостоятелен.
Действие Положения распространяется на материалы, хранящиеся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации. Предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", на который сослался заявитель в кассационной жалобе, являются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными и муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, и его действие не распространяется, в частности, на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации (статья 1).
При таких данных утверждения в кассационной жалобе о несоответствии выводов суда нормам материального права и неправильном их применении судом при разрешении данного дела ошибочны.
Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.
Предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
А.В.ХАРЛАНОВ