Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2001 N КАС00-556

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 января 2001 г. N КАС 00-556

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 января 2001 г. гражданское дело по жалобе Ильмаста А.И. на Приказ ГТК РФ от 28 июля 1999 г. N 480 "О декларировании наличной иностранной валюты физическими лицами" и пункт 2.2 "Положения о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты", утвержденного Центральным банком РФ и ГТК РФ 12 января 2000 г. N 105-П/01-100/1 по кассационной жалобе Ильмаста А.И. на решение Верховного Суда РФ от 3 ноября 2000 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Банка России Лариной Е.Л. и Тимербаевой С.М., представителей Государственного таможенного комитета РФ Жарковой В.Г., Храмовой У.Ю. и Симоновой Л.М., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

28 июля 1999 г. Государственным таможенным комитетом РФ во исполнение положений Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также Таможенного кодекса РФ был издан Приказ N 480 "О декларировании наличной иностранной валюты физическими лицами", из содержания п. 1 которого следует, что обязательному декларированию в письменной форме подлежит наличная иностранная валюта в случаях ее вывоза физическими лицами из Российской Федерации в размере, превышающем сумму, эквивалентную 1500 долларов США включительно. Документы, являющиеся основанием для вывоза наличной валюты, предоставляются таможенному органу при декларировании как в письменной, так и в конклюдентной форме в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В последующем, в этих же целях Центральным банком РФ и ГТК РФ 12 января 2000 г. было утверждено "Положение о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты", в силу пункта 2.2 которого при единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, но не более суммы, равной в эквиваленте 10000 долларов США, физические лица - резиденты представляют таможенным органам, производящим таможенное оформление, документы, подтверждающие перевод или ввоз иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо ее покупку в уполномоченном банке РФ.

Ильмаст А.И. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на данный Приказ и п. 2.2 Положения, сославшись на то, что содержащиеся в этих актах предписания не соответствуют требованиям Конституции РФ, Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. и Постановления Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783 "Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации". Ссылался также на то, что Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле не предусматривает ограничений на вывоз из России валюты в виде необходимости предоставления таможенным органам физическими лицами - резидентами документов на право вывоза ими иностранной валюты в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая ошибочными выводы суда о соответствии оспоренных предписаний нормативных правовых актов требованиям закона, утверждая, что в законе отсутствует указание на необходимость подтверждать происхождение вывозимой из России в сумме, эквивалентной 10000 долларов США, валюты.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к обоснованному выводу о том, что оспоренные положения нормативных правовых актов соответствуют требованиям закона.

Так, согласно пунктам 6 и 7 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию.

Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в п. 6 настоящей статьи, устанавливает Центральный банк РФ совместно с Государственным таможенным комитетом РФ.

При этом физические лица - резиденты могут единовременно вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, в том числе в случаях, указанных в п. 6 настоящей статьи.

Согласно ст. 182 Таможенного кодекса РФ лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.

Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что Центральный Банк России и Таможенный комитет РФ в полном соответствии с имеющимися у них на основании закона полномочиями установили порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей, а содержащееся в оспоренных актах предписание о предоставлении при вывозе валюты декларации и других документов, свидетельствующих о происхождении вывозимой иностранной валюты, во-первых, полностью соответствует этим нормам закона и, во-вторых, никаких запретов, не предусмотренных законом, не устанавливает и не нарушает законного права физических лиц на вывоз валюты из Российской Федерации.

Таким образом, оспоренные положения нормативных актов являются соответствующим по содержанию закону механизмом валютного контроля и валютного регулирования.

Согласно же ст. ст. 9 и 11 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" Банк России является органом валютного контроля в Российской Федерации и основным органом валютного регулирования. Таможенный комитет РФ в соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса РФ также является органом валютного контроля.

Изложенные выше обстоятельства полностью опровергают основной довод, содержащийся в кассационной жалобе о том, что нормы федерального законодательства якобы исключают необходимость представления декларантом соответствующих документов о происхождении этой валюты.

Более того, приведенная ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" уже сама по себе предусматривает такую необходимость.

Поэтому несостоятельной является и ссылка в кассационной жалобе на несоответствие оспоренных актов ст. ст. 55 и 74 Конституции РФ относительно указания в них на возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина (в том числе и при перемещении товаров через границу) лишь федеральным законом.

То обстоятельство, что федеральным законом вывоз наличной иностранной валюты из Российской Федерации физическими лицами ограничен наличием разрешения Центрального банка РФ лишь в размере, превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, не свидетельствует о том, что органы валютного контроля и валютного регулирования не вправе устанавливать порядок вывоза резидентами из Российской Федерации валютных ценностей (иностранной валюты) в размере до суммы, эквивалентной десяти тысячам долларов США.

По изложенным основаниям кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда РФ от 3 ноября 2000 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вепрева Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями частей второй и третьей статьи 10 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 06.08.2007 N ГКПИ07-716, которым было отказано в удовлетворении заявлений о признании частично недействующими пункта 3 Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 763 "О некоторых вопросах индексации пенсий федеральных государственных служащих", пунктов 1 и 2 утвержденных этим Постановлением изменений, которые вносятся в Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 346>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Курамшина Рустама Рахимджановича на нарушение его конституционных прав статьей 387 и частью второй статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
<Об отмене решения Верховного Суда РФ от 18.07.2000 и постановлении нового решения об отказе в удовлетворении жалобы на "Правила регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, регистрируемых органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)", утв. Минсельхозпродом РФ 29.09.1995>
Ошибка на сайте