Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N КАС08-301
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2008 г. N КАС08-301
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Ермилова В.М.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" и ОАО "КубаньСтройИнвест" о признании недействующим абзаца 2 пункта 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. N 645,
по кассационной жалобе Правительства Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 года, которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Медведева А.В., Симонова В.И. и Петрова П.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" Попкова Е.Э., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.
ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" и ОАО "КубаньСтройИнвест" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании недействующим пункта 4 Правил в части, определяющей датой представления отчетности дату поступления отчетности в уполномоченный орган (абзац 2 пункта 4 Правил). При этом заявители сослались на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О бухгалтерском учете", Гражданскому кодексу Российской Федерации, изданы с превышением полномочий Правительства Российской Федерации, определившего дату поступления отчетности в уполномоченный орган, а не дату направления отчетности, в связи с чем возлагают на хозяйствующий субъект дополнительные обязанности.
Решением Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 года заявления ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС" и ОАО "КубаньСтройИнвест" удовлетворены:
признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. N 645, в части, определяющей датой представления отчетности дату поступления отчетности в уполномоченный орган.
В кассационной жалобе Федеральная служба по финансовым рынкам, представляющая Правительство Российской Федерации на основании поручения Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года N ВЗ-П9-1478, просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Настоящий Федеральный закон устанавливает государственное регулирование, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 3 часть 5 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ).
Соответственно, на застройщике лежит обязанность представить такую отчетность по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему Федеральным законом полномочия в сфере установления форм и порядка представления застройщиками ежеквартальной отчетности, утвердило Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. N 645).
Положения пункта 4 Правил обязывают застройщика в течение 30 дней по окончании квартала представить в уполномоченный орган отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств, при этом датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.
Суд первой инстанции правильно указал, что бухгалтерская отчетность входит в состав ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в качестве обязательного элемента, без чего отчетность не может быть принята, а контролирующие органы считать ее достоверной. Ежеквартальная бухгалтерская отчетность застройщика относится к финансовому регулированию и имеет публично-правовой характер.
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определяет бухгалтерскую отчетность как единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (статья 2).
В пункте 5 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
При этом днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
Удовлетворяя требования заявителей, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в состав отчетности, которую представляет застройщик уполномоченному органу, как указывалось выше, включена бухгалтерская отчетность, для которой Федеральным законом "О бухгалтерском учете" установлены сроки и порядок ее представления более благоприятные, чем это предусмотрено пунктом 4 Правил. Следовательно, положения пункта 4 Правил, в части, определяющей датой представления отчетности дату ее поступления в уполномоченный орган, противоречат действующему законодательству и нарушают права застройщиков в сфере предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе представитель Правительства Российской Федерации указал, что суд, удовлетворяя требования заявителей, неправильно применил, в данном случае к административно-правовым отношениям, нормы гражданского законодательства о сроках. Данное утверждение необоснованно. Как следует из обжалованного решения, суд правильно исходил из того, что правовая норма, содержащаяся в пункте 5 статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете", согласно которой днем представления организацией пользователю бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности является общей нормой для участников рассматриваемых отношений. Кроме того, Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не содержит иных условий определения даты представления организацией бухгалтерской отчетности, чем те, которые определены в вышеуказанном Законе.
Статья 194 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит аналогичную правовую норму относительно определения последнего дня срока, в соответствии с которой письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок, что и было правомерно учтено Верховным Судом Российской Федерации при разрешении настоящего спора.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.М.ЕРМИЛОВ