Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2003 N КАС03-597
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2003 г. N КАС 03-597
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 декабря 2003 года гражданское дело по жалобе Сенецкого Алексея Борисовича о признании п. 6 "Инструкции о порядке оказания военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 года N 150 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации", противоречащим п. 7 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", по кассационной жалобе Сенецкого А.Б. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 августа 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснение представителя Министерства обороны РФ Рыбакова А.Е., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, а также заключение прокурора управления Главной военной прокуратуры РФ Титова Н.П., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Сенецкий А.Б. обратился в Верховный Суд РФ с приведенными выше требованиями, ссылаясь на то, что п. 6 Инструкции ограничивает права военнослужащих на получение субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на покупку жилья, устанавливая, что распределение назначений денежных средств на оказание безвозмездной финансовой помощи оформляется списками, утверждаемыми командующими войсками округов, флотами, которые являются основным плановым документом для предоставления безвозмездной финансовой помощи на очередной год, таким образом, оспариваемый пункт, по мнению заявителя, вводит не предусмотренное Федеральным законом "О статусе военнослужащих" условие для получения военнослужащими права на предоставление субсидий и их права по этому вопросу поставлены названной Инструкцией в зависимость от решения командующего войсками округа.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 августа 2003 года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, Сенецкий А.Б. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении жалобы, полагая, что суд при вынесении решения не учел того, что Инструкция, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 1997 года N 150, содержит не предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N 700 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604" условие, которое не позволяет военнослужащему, осуществляющему покупку жилья, но не включенному в список распределения назначений денежных средств, утвержденных командующим войсками округа, получить безвозмездную финансовую помощь на покупку жилья.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Этой же статьей Закона установлены различные способы обеспечения военнослужащих жильем, причем военнослужащим предоставлено право выбора по своему усмотрению способа обеспечения жилым помещением. Одним из способов реализации данного права является принятие военнослужащим решения о покупке (строительстве) индивидуального жилого дома (квартиры), для чего, при наличии установленных Законом оснований, он вправе получить субсидию в виде безвозмездной финансовой помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 604, изданным во исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, Министру обороны Российской Федерации было предложено в месячный срок разработать и утвердить формы и перечень документов, необходимых для принятия решения об оказании военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Министр обороны РФ, в пределах предоставленных ему Правительством РФ полномочий, во исполнение Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 604, издал Приказ от 21 апреля 1997 года N 150, утвердивший "Инструкцию о порядке оказания военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья".
Указанными Приказом и Инструкцией были определены формы и перечень документов, являющихся основанием для оказания нуждающимся в улучшении жилищных условий военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья.
Одним из таких документов, определенных в п. 6 Инструкции, является список, который оформляется для распределения назначений денежных средств на оказание безвозмездной финансовой помощи, утверждаемый командующим войсками округа и служащий основным плановым документом для предоставления военнослужащим жилищных субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья.
Указанный список, составляемый квартирно-эксплуатационным органом военного округа, определяет очередность предоставления назначений военнослужащим жилищных субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи и объем выделяемых каждому военнослужащему денежных средств на строительство (покупку) жилья.
Заявитель пришел к ошибочному мнению, полагая, что п. 6 Инструкции вводит новое условие для получения военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на покупку (строительство) жилья.
Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что в ней регламентирован порядок распределения денежных средств на оказание безвозмездной финансовой помощи военнослужащим при помощи составления списков, что позволяет командованию принимать обоснованные решения по оказанию военнослужащим такой финансовой помощи, вести учет военнослужащих, указанных в списках и не получивших безвозмездную финансовую помощь в текущем году, для включения их в списки для ее первоочередного получения в следующем году. Выписки из утвержденных списков служат документом, гарантирующим предоставление безвозмездной финансовой помощи при вступлении этих военнослужащих в члены жилищно-строительного (жилищного) кооператива или строительстве (покупке) индивидуального жилого дома, а также основанием для издания командиром воинской части приказа об оказании им безвозмездной финансовой помощи.
Вопреки мнению автора кассационной жалобы утверждение командующего войсками военного округа списков военнослужащих на оказание им безвозмездной финансовой помощи не нарушает прав военнослужащих на покупку жилья и не вводит нового условия для получения безвозмездной финансовой помощи, а лишь способствует плановому распределению назначений денежных средств для оказания безвозмездной финансовой помощи военнослужащим.
Установленный порядок подготовки и движения документов, на основании которых издается приказ командира части об оказании военнослужащему безвозмездной финансовой помощи, не свидетельствует о нарушении права военнослужащего на получение помощи.
Таким образом, Министр обороны Российской Федерации, утверждая "Инструкцию о порядке оказания военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья", действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Правительством Российской Федерации, и не допустил нарушений п. 7 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и иных нормативно-правовых актов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 августа 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Сенецкого А.Б. - без удовлетворения.