Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 189-О-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2009 г. N 189-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА РАЗГИЛЬДЕЕВА ВИТАЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ
МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЯДЕРНОГО
ОРУЖЕЙНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.М. Разгильдеева,
установил:
1. Гражданин В.М. Разгильдеев - пенсионер Министерства обороны Российской Федерации в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации просит признать пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", согласно которому данный Указ вступает в силу с 1 августа 2005 года в части, касающейся мероприятий, требующих дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета, противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 90 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, В.М. Разгильдеев проходил военную службу в воинской части, которая производила работы, поименованные в утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" Перечне видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки. Данная воинская часть была расформирована до принятия названного Указа и не была включена в Перечень действующих воинских частей и организаций, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (утвержден Правительством Российской Федерации 17 ноября 2000 года).
В 2005 году во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 949 воинская часть, в которой проходил военную службу В.М. Разгильдеев, была включена в Перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, и с 1 августа 2005 года заявителю был произведен перерасчет пенсии в связи с увеличением оклада по занимаемой им до увольнения с военной службы воинской должности в соответствии с этим Указом.
Однако В.М. Разгильдеев, полагая, что имеет право на перерасчет пенсии за период с 1 января 2001 года (т.е. с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 в части, касающейся мероприятий, требующих дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета) по 31 июля 2005 года, обратился с соответствующим иском в Тульский областной суд, который решением от 26 ноября 2007 года, оставленным без изменения Верховным Судом Российской Федерации, в удовлетворении иска отказал.
По мнению заявителя, право бывших специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации из числа военнослужащих на перерасчет пенсии в связи с повышением окладов по воинским должностям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, обусловлено прохождением ими военной службы в особых условиях и не может быть поставлено в зависимость от даты утверждения перечней действующих воинских частей и организаций, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и расформированных воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), в которых осуществлялись соответствующие виды деятельности.
2. Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства основные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), не устанавливает конкретные меры такой защиты, их объем (размеры), а также условия предоставления. Выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к компетенции законодателя. Отдельные меры социальной поддержки могут быть установлены указом Президента Российской Федерации в рамках реализации его функций, закрепленных статьей 80 Конституции Российской Федерации.
Реализуя предоставленные ему полномочия, Президент Российской Федерации в порядке осуществления первичного правового регулирования соответствующих отношений издал Указ от 23 августа 2000 года N 1563, в котором предусмотрел ряд мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в том числе поручил Правительству Российской Федерации установить повышенные в 1,5 раза оклады по воинским должностям (подпункт "г" пункта 3).
Соответственно, повышение окладов по воинским должностям в воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса, послужило основанием, как это предусмотрено статьями 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", для перерасчета с 1 января 2001 года назначенных в соответствии с названным Законом пенсий лицам, до увольнения проходившим военную службу в указанных воинских частях. При этом, поскольку в перечень воинских частей и организаций, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации были включены только действовавшие на момент утверждения данного перечня воинские части, право на перерасчет пенсий получили пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации, ранее проходившие военную службу именно в этих воинских частях.
Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 949 Правительству Российской Федерации было поручено определить перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), в которых осуществлялись виды деятельности, названные в Указе Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563.
Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 949, согласно оспариваемому В.М. Разгильдеевым пункту 3, в части, касающейся мероприятий, требующих дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета, вступил в силу с 1 августа 2005 года. С этой даты право на перерасчет пенсий в соответствии со статьями 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" приобрели пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации, проходившие военную службу в расформированных воинских частях ядерного оружейного комплекса.
Такое правовое регулирование направлено на повышение уровня пенсионного обеспечения бывших военнослужащих ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, произведено с учетом характера и условий прохождения военной службы и потому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.
Разрешение же поставленного заявителем вопроса о предоставлении лицам, проходившим военную службу в воинских частях, в которых осуществлялись предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 виды деятельности, права на перерасчет их пенсий с 1 января 2001 года - независимо от того, были ли указанные воинские части действующими на момент принятия данного Указа, - связано с внесением изменений в правовое регулирование и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Разгильдеева Виталия Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ