Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2003 N КАС03-548
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 ноября 2003 г. N КАС03-548
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: А.И. Федина,
членов коллегии: Н.К. Толчеева, В.Д. Анохина,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 2003 года гражданское дело по заявлению ОАО "Тяжпромарматура" о признании недействующим (незаконным) пункта 18 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, в части слов: (в скобках) "а также суммы пособий... по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности" (далее Положение)
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2003 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителя Правительства Российской Федерации О., Б., С., возражавший против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Абзацем 3 пункта 18 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101, предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности) к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
ОАО "Тяжпромарматура" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 18 Положения в части слов "а также суммы пособий... по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности", ссылаясь на то, что данный пункт в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает его имущественные права.
Судом принято вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе заявитель, как необоснованного.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно подпункту 3 пункта 1 ст. 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 22 этого Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 33 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191, установлено, что основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.
В силу пункта 4 Указа Президента РФ от 28 сентября 1993 г. N 1503 "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации" сохранен действующий порядок выплат по государственному социальному страхованию и финансирования расходов на эти цели.
Требование о необходимости выдачи листков нетрудоспособности, в том числе в связи с беременностью и родами, вытекает и из ст. 49 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Следовательно, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством для назначения пособия по беременности и родам документом, подтверждающим страховой случай, является листок нетрудоспособности. Ненадлежащее оформление данного документа позволяет страховщику на основании пункта 1 ст. 22 названного выше Федерального закона и пункта 55 Основных условий не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование.
Довод заявителя о том, что основанием для назначения указанного пособия является любой документ, свидетельствующий о рождении ребенка либо об его усыновлении, не основан на законе или иных нормативных правовых актах, в силу которых таким документом признается только листок нетрудоспособности.
Необоснованна и ссылка на Федеральные законы "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и "Об основах обязательного социального страхования", которые не определяют перечень необходимых для назначения пособий документов.
Напротив, в силу ч. 2 ст. 3, ст. 20 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Правительству Российской Федерации поручено установить порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий в части, не определенной настоящим Федеральным законом. На основании этой нормы Закона Правительство Российской Федерации постановлением от 4 сентября 1995 г. N 883 утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, установив в пункте 10 правило о том, что для назначения и выплаты пособия по беременности и родам предоставляется листок нетрудоспособности.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. В состав этого законодательства входят и принимаемые в соответствии с федеральными законами иные правовые акты Российской Федерации, к которым относятся постановления Правительства Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
В этой связи нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что Правительству Российской Федерации не предоставлено право регулировать отношения, связанные с расходами налогоплательщика на государственное социальное страхование, уменьшающими единый социальный налог.
Довод заявителя о несоответствии оспариваемого им пункта Положения Конституции Российской Федерации не может приниматься во внимание, поскольку проверка конституционности нормативных актов Правительства Российской Федерации отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 125 ч. 2 Конституции РФ).
Суд первой инстанции проверил все доводы заявителя и отверг их по мотивам, изложенным в решении. Установив, что предусмотренных ст. 253 ГПК РФ оснований для признания недействующим (незаконным) п. 18 Положения в оспариваемой части не имеется, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Тяжпромарматура" - без удовлетворения.
Председательствующий:
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии:
В.Д.АНОХИН
Н.К.ТОЛЧЕЕВ