Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2003 N КАС03-137
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2003 г. N КАС 03-137
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании от 03.04.2003 гражданское дело по жалобе Растимешина Д.В. о признании незаконными п. 31 и абзаца 5 пп. 2 п. 45 "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года N 677 (с последующими изменениями) и абзаца 5 пункта 53 и пункта 54 "Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года N 1204 по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 27 января 2003 года, которому в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу Растимешина Д.В. необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года N 677 (с изменениями от 14 февраля 1997 г.) утверждено "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении", в пункте 31 которого предусмотрено, что взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении производится в соответствии с законодательством РФ, а в абз. 5 пп. 2 пункта 45 этого же Положения указано на то, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного учреждения являются также и средства родителей (законных представителей).
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 утверждено "Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", в абз. 5 пункта 53 и пункте 54 которого содержатся такие же правила, что и в указанных выше пунктах "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".
Растимешин Д.В. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании этих положений нормативных правовых актов недействующими, сославшись на несоответствие их федеральному закону и на нарушение прав и законных интересов заявителя.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Растимешин Д.В. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии актов в оспоренной их части требованиям федерального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренные положения нормативных правовых актов не противоречат федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, п. 31, абзац 5 пп. 2 п. 45 "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" и соответствующие им абз. 5 п. 53 и пункт 54 "Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста" полностью соответствуют Постановлению Верховного Совета РФ N 2464-1 от 6 марта 1992 года "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений", которым установлена предельная величина размера оплаты родителями стоимости содержания детей в указанных учреждениях - не более 20% от всех затрат.
В своем решении Верховный Суд РФ обоснованно сослался на то, что упоминаемая оспоренными положениями нормативных правовых актов Правительства РФ обязанность родителей по частичной оплате содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях вовсе не свидетельствует о возложении на родителей обязанности по оплате образования детей.
Довод в кассационной жалобе о несоответствии оспоренных положений нормативных актов федеральному закону и Конституции РФ Кассационная коллегия считает несостоятельным, поскольку ни федеральным законом, ни Конституцией РФ не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.
По изложенным основаниям нельзя согласиться и с доводом в кассационной жалобе о наличии противоречий между приведенным выше Постановлением Верховного Совета РФ, с одной стороны, и федеральным законом и Конституцией РФ - с другой.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на Закон РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Однако и этот Закон не содержит норм о бесплатном содержании детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Никаких оснований для того, чтобы считать неправильным толкование норм Конституции РФ и Закона РФ "Об образовании", данное Верховным Судом РФ, не имеется, в связи с чем и этот довод в кассационной жалобе не может свидетельствовать о незаконности как судебного решения, так и оспоренных положений нормативных правовых актов.
О соответствии оспоренных положений актов нормам федерального закона свидетельствует и указание, содержащееся в п. 9 ст. 50 Закона РФ "Об образовании", согласно которому на основании полного государственного обеспечения осуществляется содержание в дошкольных образовательных учреждениях только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Растимешина Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Н.П.ПЕЛЕВИН