Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 08.08.2002 N КАС02-396

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 августа 2002 г. N КАС 02-396

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании от 8 августа 2002 года гражданское дело по заявлению Назаровой Марии Ивановны о признании незаконным абзаца 2 подпункта "б" пункта 4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 (в редакции Постановлений от 5 января 2000 г. N 12 и от 15 февраля 2001 г. N 117),

по кассационной жалобе Назаровой М.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2002 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Турбеневой Г.Н., Валевской И.С., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Назарова М.И. обжаловала в Верховный Суд Российской Федерации абзац 2 подпункта "б" пункта 4 указанного выше Положения, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается на льготных условиях, один месяц за полтора, время службы (работы) в отдаленных местностях Российской Федерации, указанных в разделе II приложения N 1 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, - с 21 июля 1993 г.

По мнению заявителя, обжалуемая норма в части слов "с 21 июля 1993 г." противоречит федеральному законодательству, устанавливающему иные даты, с которых выслуга лет для назначения пенсии подлежит исчислению на льготных условиях, в частности, время работы (службы) в Сахалинской области, где она с 1981 года работала в таможенных органах, должно засчитываться в выслугу лет на льготных условиях с 14 сентября 1945 г.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2002 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе Назарова М.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм федерального законодательства.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.97 N 114 "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

До принятия этого Федерального закона действовала ст. 436 Таможенного кодекса РФ, вступившего в силу с момента опубликования - 21 июля 1993 г. ("Российская газета"), которой было предусмотрено, что пенсионное обеспечение должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и их семей осуществляется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации применительно к условиям, нормам и порядку, установленному законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Как видно из приведенных норм, на сотрудников таможенных органов с 21 июля 1993 г. распространены нормы и условия, установленные законодательством Российской Федерации, по которым осуществляется пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Законодательство Российской Федерации, регулирующее пенсионное обеспечение указанных лиц, не содержит нормы и условия, связанные с порядком льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсий, а относит решение данного вопроса к компетенции Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.93 N 4468-1 с изменениями и дополнениями "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей").

В соответствии с предоставленными полномочиями Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации.

В приложении N 1 к этому нормативному правовому акту приведен Перечень отдаленных местностей, содержащих конкретные даты, с которых начинается льготное исчисление выслуги лет. Даты дифференцированы не только в зависимости от местности, но и от вида службы и категории лиц, ее проходивших. Сотрудники таможенных органов и дата, с которой для них начинается льготное исчисление выслуги лет, в этом Перечне не названы.

Перечень не относится к законодательству Российской Федерации, является актом исполнительного органа государственной власти, его действие не распространено на сотрудников внутренних дел ни вышеназванным Федеральным законом, ни Постановлением Правительства Российской Федерации.

Напротив, как следует из абзаца 2 п. 1 ст. 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Правительству Российской Федерации поручено отдельно определить порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах.

Это полномочие было реализовано Правительством путем утверждения Положения, абзац 2 подпункта "б" пункта 4 которого оспаривается заявителем.

Право Правительства Российской Федерации устанавливать порядок, в котором в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, закреплено и в ст. 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", действующего с 1 января 2002 г.

Поскольку определение порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии, в том числе сотрудникам таможенных органов, отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации, а законодательством Российской Федерации не установлена дата, с которой один месяц службы в отдаленных местностях Российской Федерации засчитывается за полтора месяца, то оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству у суда не имелось.

Право на пенсию по выслуге лет возникло у сотрудников таможенных органов с 21 июля 1993 г., то есть со дня введения в действие Таможенного кодекса РФ. Поэтому Правительство Российской Федерации определило засчитывать в выслугу лет на льготных условиях время их работы в отдаленных местностях именно с этой даты.

Ссылка Назаровой М.И. на то, что обжалуемая норма противоречит Закону Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", несостоятельна.

Абзац 2 подпункта "б" пункта 4 Положения позволяет засчитывать в выслугу лет на льготных условиях время службы в отдаленных местностях, а не в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что не равнозначно.

Кроме того, названный Закон не содержит норм, регулирующих исчисление выслуги лет для назначения пенсий лицам, имеющим право на такой вид пенсионного обеспечения, а определяет порядок исчисления трудового стажа для назначения пенсий на общих и льготных основаниях.

Трудовой стаж предусмотрен Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и учитывается при назначении пенсий на основании этого Закона. Согласно ст. 5 Закона лица, имеющие право на различные государственные пенсии, обладают правом выбора пенсии. Поэтому сотрудники таможенных органов, имеющие трудовой стаж до 21 июля 1993 г. в местностях, где установлено его льготное исчисление, вправе избрать тот вид пенсии, при назначении которой учитывается трудовой стаж, а не выслуга лет.

На лиц, к которым относится обжалуемое положение нормативного акта, действие Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не распространяется. Их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", согласно которому при назначении пенсии за выслугу лет учитывается не трудовой стаж, а выслуга на службе.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, решение постановлено с соблюдением норм процессуального закона, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 305 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Назаровой Марии Ивановны - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Члены коллегии

А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ

Н.П.ПЕЛЕВИН

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Центрального районного суда города Челябинска о проверке конституционности статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
"По жалобе гражданина Бадиловского Антона Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью восьмой статьи 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
<Об отмене решения Верховного Суда РФ от 22.09.2015 N АКПИ15-795 и принятии нового решения о признании недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Митрофанова Юрия Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте