Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 443-О-П

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июня 2007 г. N 443-О-П

ПО ХОДАТАЙСТВУ ПЕНСИОННОГО ФОНДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗЪЯСНЕНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 2 НОЯБРЯ 2006 ГОДА N 563-О ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАН

БАРСУКОВА БОРИСА ЮРЬЕВИЧА, БОГДАНА СЕРГЕЯ ЛЕОНИДОВИЧА

И ДРУГИХ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение ходатайства Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 563-О,

установил:

1. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 563-О, вынесенном по жалобам ряда граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оспариваемые заявителями законоположения, сохраняющие условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384, в отношении лиц, обратившихся за назначением пенсии за выслугу лет после 1 января 2002 года, не допускают возможность исключения из специального стажа работников летно-испытательного состава, дающего право на пенсию за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава, а также не позволяют вводить различия в оценке приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 года пенсионных прав в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", приводящие к неравенству в установлении и выплате им трудовых пенсий.

В то же время Конституционный Суд Российской Федерации принял во внимание, что действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации средств, рассчитываемых исходя из получаемого в период военной службы денежного содержания (довольствия) и установленных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При таких условиях включение в специальный стаж, дающий работникам летно-испытательного состава право на льготное пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава приводило бы к назначению данной категории граждан пенсий в системе обязательного пенсионного страхования с учетом периодов, не обеспеченных страховыми платежами, и в размерах, не соотносящихся с суммами страховых взносов, учтенных на их индивидуальных пенсионных лицевых счетах, что не согласуется с требованиями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым должна обеспечиваться реализация предписаний Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75, статьями 79 и 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил особый порядок исполнения данного Определения, предписав федеральному законодателю определить порядок возмещения из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации соответствующих затрат - при том что он вправе установить и новые условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава (в том числе в рамках профессиональной пенсионной системы), - и обеспечить введение необходимого правого регулирования в срок не позднее 1 июля 2007 года.

В своем ходатайстве в Конституционный Суд Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации, выражая сомнение в том, что правовое регулирование порядка возмещения Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета соответствующих затрат будет осуществлено федеральным законодателем своевременно и, следовательно, может затруднить реализацию Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 563-О, просит Конституционный Суд Российской Федерации ответить на следующие вопросы:

с какой даты следует включать в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, периоды военной службы в должностях летного состава, - с даты принятия указанного Определения (2 ноября 2006 года), с даты введения федеральным законодателем правового регулирования возмещения из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации затрат, связанных с включением в специальный трудовой стаж работников летно-испытательного состава времени военной службы в должностях летного состава (1 июля 2007 года), либо с момента возникновения у данной категории граждан права на пенсию за выслугу лет, но не ранее вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (1 января 2002 года);

с какой даты производить подобный зачет в случае, если федеральный законодатель не обеспечит своевременное установление надлежащего правового регулирования, вытекающего из указанного Определения;

с какой даты следует выплачивать пенсии, назначенные работникам летно-испытательного состава, в том числе при продолжении летно-испытательной работы, с учетом которой она устанавливалась, - с даты принятия Определения (2 ноября 2006 года) либо с момента установления пенсии, но не ранее вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (1 января 2002 года)?

2. Согласно статье 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12). В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.

По общему правилу, акты, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу с момента провозглашения решения Конституционного Суда Российской Федерации или с наступлением иного срока, указанного в решении. Это в полной мере относится и к порядку вступления в силу и исполнения решений, в которых Конституционный Суд Российской Федерации, не признавая акт или его отдельные положения противоречащими Конституции Российской Федерации, выявляет их конституционно-правовой смысл. Если же Конституционный Суд Российской Федерации в самом решении определяет особый порядок его вступления в силу, сроки и особенности исполнения, то действуют специальные правила, предусмотренные таким решением.

Выявив в Определении от 2 ноября 2006 года N 563-О конституционно-правовой смысл положений пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации указал на необходимость установления особенностей его исполнения и обязал федерального законодателя осуществить соответствующее правовое регулирование и ввести его в действие к указанному Конституционным Судом Российской Федерации сроку, а именно не позднее 1 июля 2007 года.

Таким образом, именно с этой даты должно быть обеспечено применение положений пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в их конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 ноября 2006 года N 563-О. До введения такого правового регулирования сохраняются без каких-либо изменений, согласно пункту 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшие до вступления названного Федерального закона в силу условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" - в части, касающейся пенсионного обеспечения за выслугу лет работников летно-испытательного состава, и Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384), из которых следует, что реализация права на назначение данной пенсии не предполагает возможность ее выплаты в период работы (службы), с учетом которой она установлена.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Из Определения от 2 ноября 2006 года N 563-О следует, что пенсионное обеспечение работников летно-испытательного состава, предусматривающее включение в специальный стаж периодов военной службы в должностях летного состава, должно производиться на основе правового регулирования, которое надлежит установить федеральному законодателю с учетом выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правового смысла положений пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и которое подлежит введению в действие с 1 июля 2007 года. До введения такого правового регулирования сохраняются без каких-либо изменений условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, действовавшие до вступления названного Федерального закона в силу.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

Другие документы по теме
"По запросу Народного Хурала Республики Бурятия о проверке конституционности подпункта "е" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 03.04.2007 N ГКПИ07-40, которым пункт 13.6 Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2005 N 157, признан недействующим>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Мельниковой Людмилы Николаевны и Пономарева Александра Евгеньевича на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1064 и статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", пунктами 133 и 134 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Малаховой Ольги Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 345 и частью третьей статьи 377 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР"
Ошибка на сайте