Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2005 N КАС05-74
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 марта 2005 г. N КАС05-74
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в судебном заседании 15 марта 2005 года гражданское дело по заявлению гражданина С. о признании недействующими первого предложения абзаца 1 пункта 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и абзаца 14 Примерного положения о жилищных комиссиях, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2005 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Багателия В.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Согласно первому предложению абзаца первого Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими в порядке подчиненности подается рапорт.
Абзацем 14 Примерного положения о жилищных комиссиях, утвержденного тем же Приказом Министра обороны РФ, на гарнизонную жилищную комиссию возлагается рассмотрение по указанию командира воинской части рапортов о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверка прилагаемых документов, перечисленных в пункте 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, и подготовка решений по ним.
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных нормативных положений, считая, что они противоречат жилищному законодательству Российской Федерации, поскольку устанавливают иной порядок принятия военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как возлагают обязанности по приему и учету рапортов военнослужащих о принятии их на учет нуждающихся на непосредственных и прямых начальников, наделяют командиров воинских частей правом давать указания жилищной комиссии о рассмотрении таких рапортов.
Заявитель также считает, что обжалуемый нормативный акт нарушает его права, поскольку на его основании военный суд принял решение об отказе в удовлетворении его иска к военному прокурору Московского военного округа об обеспечении его и членов семьи во внеочередном порядке и в установленный законом трехмесячный срок жилым помещением в г. Москве.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2005 года в удовлетворении указанных требований заявителю отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, С. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Совет Министров РСФСР Постановлением от 31 июля 1984 года N 335 утвердил Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, которыми установлен единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и на основании которых законодательные органы субъектов Российской Федерации обязаны были утвердить соответствующие законодательные акты, регулирующие вопросы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Примерные правила устанавливают (пункты 11 - 14), что для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданином подается заявление, которое регистрируется, проверяется и рассматривается соответствующей комиссией, создаваемой при органе местного самоуправления и вносящей этому органу предложение о принятии гражданина на учет или отказе в этом.
Министерство обороны Российской Федерации, как это усматривается из п. 1 и пп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, является федеральным органом исполнительной власти, одна из функций которого - осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России.
Министру обороны РФ, как это видно из пп. 7 п. 10 указанного Положения, предоставлено право издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты.
Министр обороны РФ имеет также право издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, включая регламентирование вопросов, связанных с порядком постановки на учет и порядком учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом специфики военного ведомства.
К таким нормативным правовым актам относится Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ, который утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и Примерное положение о жилищных комиссиях.
Из первого абзаца пункта 27 Инструкции следует, что для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. Абзацем 14 Примерного положения о жилищных комиссиях на жилищную комиссию воинской части возлагается рассмотрение по указанию командира воинской части рапортов о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверка прилагаемых документов и подготовка решений по ним.
Пунктом 28 Инструкции установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Таким образом, решение о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет принимается жилищной комиссией и командиром воинской части.
Общие обязанности военнослужащих, установленные Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года N 2140, определяют (ст. 18), что по служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику, а личным вопросам - также к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.
При таких обстоятельствах обращение военнослужащего в порядке подчиненности с рапортом о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вопреки утверждению заявителя, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав военнослужащих, поскольку обусловлен действующим в Вооруженных Силах РФ принципом единоначалия и установленным уставом порядком обращения военнослужащих по команде. Такой порядок не наделяет прямых начальников военнослужащего до командира воинской части правом принятия решения по вопросу постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не исключает возможность обращения военнослужащего с рапортом непосредственно к командиру воинской части.
Из Примерного положения о жилищных комиссиях следует, что жилищная комиссия воинской части назначается приказом командира воинской части, который осуществляет руководство ее деятельностью.
То обстоятельство, что именно на командира части возлагается обязанность по руководству деятельностью жилищной комиссии, также не противоречит действующему законодательству.
В связи с тем, что постановка военнослужащего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий невозможна без проверки рапорта и приложенных документов жилищной комиссией, командир части обязан передать поступивший к нему рапорт в жилищную комиссию части. Данное обстоятельство опровергает утверждение заявителя о том, что оспариваемая норма устанавливает субъективное усмотрение командира части для принятия такого решения.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что оспариваемый заявителем нормативный акт по указанным в заявлении С. основаниям законодательству Российской Федерации не противоречит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
В.Д.АНОХИН