Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 N 685-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 апреля 2014 г. N 685-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ САУЛЕВИЧА ВЛАДИМИРА

ЛЕОНИДОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ

ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ СТАТЬИ 13 И ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 14

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОРУЖИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Литовской Республики В.Л. Саулевича,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Литовской Республики В.Л. Саулевич оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии":

части четырнадцатой статьи 13, согласно которой гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения; продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона;

части третьей статьи 14, в соответствии с которой спортивное и охотничье оружие может ввозиться иностранными гражданами в Российскую Федерацию при наличии договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; спортивное пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно может ввозиться иностранными гражданами в Российскую Федерацию для участия в спортивных мероприятиях без разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, при наличии приглашения организатора спортивных мероприятий, ходатайства общероссийской спортивной федерации, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и заверенного этой общероссийской спортивной федерацией перечня (списка) ввозимого оружия; указанное оружие должно быть вывезено из Российской Федерации в сроки, установленные договором или приглашением.

Как следует из представленных материалов, заявитель, являющийся гражданином Литовской Республики, постоянно проживает на территории Российской Федерации (вид на жительство продлен до 18 января 2018 года) и является владельцем охотничьего ружья ИЖ 12, на хранение и ношение которого ему в 1998 году было выдано разрешение. Данное разрешение неоднократно продлевалось, однако в 2013 году орган внутренних дел отказал в его продлении в связи с тем, что заявителем не был представлен паспорт гражданина Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции отказали В.Л. Саулевичу в удовлетворении его требования о признании отказа в продлении разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия незаконным (решение Кировского районного суда города Ярославля от 17 июня 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 2 сентября 2013 года). При этом суды исходили из того, что действующее законодательство допускает только временный ввоз иностранными гражданами в Российскую Федерации охотничьего огнестрельного оружия.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 55 и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку исключают получение иностранным гражданином, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия для его постоянного использования на территории Российской Федерации.

2. Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. Вместе с тем федеральный законодатель, как это следует из указанного конституционного положения, в том числе с учетом его толкования Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 17 февраля 1998 года N 6-П и от 23 апреля 2004 года N 8-П, вправе в целях защиты конституционных ценностей, перечисленных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также принимая во внимание конституционные положения, гарантирующие приоритет прав граждан Российской Федерации, установить для иностранных граждан иной порядок реализации прав и свобод по сравнению с гражданами Российской Федерации, обеспечив, однако, при этом иностранным гражданам равные с гражданами Российской Федерации возможности по реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и общими принципами международного права прав и свобод, которые принадлежат лицу вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому, в том числе иностранным гражданам, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2), защиту права собственности (статья 8, часть 2; статья 35, часть 1), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), вместе с тем не исключает такую их конкретизацию федеральным законодателем в установленных статьями 17 (часть 3), 55 (часть 3) и 74 (часть 2) Конституции Российской Федерации целях, которая может привести к ограничению круга лиц, имеющих право владеть тем или иным имуществом, осуществлять ту или иную деятельность. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 июня 2012 года N 16-П указывал, что оборот такого специфического вида имущества, как оружие, представляющее собой технические средства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели и, следовательно, способные причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, не только создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, но и сопряжен с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, нравственность, права и законные интересы граждан, безопасность государства, а потому от федерального законодателя требуется установление механизма их защиты в рамках правового режима оборота оружия.

3. Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства; охотник (кроме иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации и заключивших договоры об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) должен иметь охотничий билет и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию (части 1, 3 и 4 статьи 20).

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство (абзацы девятый - одиннадцатый пункта 1 статьи 2).

Таким образом, в силу приведенных законоположений иностранные граждане наряду с гражданами Российской Федерации имеют право на занятие охотой на территории Российской Федерации, если они временно или постоянно проживают на территории Российской Федерации. Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, вправе заниматься охотой на территории Российской Федерации при условии заключения договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

4. Правоотношения, возникающие при обороте оружия, боеприпасов и патронов к оружию на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом "Об оружии", положения которого, как следует из его преамбулы, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Федеральный закон "Об оружии" подразделяет оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное (статья 2) и предоставляет гражданам Российской Федерации право иметь в собственности (право приобретать, хранить, носить, использовать) гражданское оружие, т.е. оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях (статьи 3 и 10). При этом к охотничьему оружию в силу пункта 3 части второй статьи 3 Федерального закона "Об оружии" относятся следующие виды оружия: огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами; пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж; холодное клинковое.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об оружии" право на приобретение охотничьего оружия имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства; для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства в числе прочего документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией (части первая и пятнадцатая).

При этом спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым выданы охотничьи билеты или членские охотничьи билеты; охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет; указанные категории граждан имеют право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия; охотничье холодное клинковое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, имеющие разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия (части шестая, восьмая, десятая и двенадцатая статьи 13 Федерального закона "Об оружии).

После приобретения охотничье оружие, за исключением холодного клинкового оружия, подлежит регистрации в органах внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации, которые выдают разрешение на хранение и ношение оружия сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия (часть четырнадцатая статьи 13 Федерального закона "Об оружии).

В выдаче лицензии на приобретение оружия и разрешения на его хранение и ношение гражданину Российской Федерации может быть отказано, в частности, в случаях, если лицо имеет неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно; совершило повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ; лишено по решению суда права на приобретение оружия; состоит на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании (часть двадцатая статьи 13 Федерального закона "Об оружии).

Таким образом, установленный статьей 13 указанного Федерального закона лицензионно-разрешительный порядок приобретения, хранения и ношения оружия, как это следует из ее положений, направлен на то, чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также на то, чтобы обеспечить его строго целевое использование.

4.1. Федеральный закон "Об оружии" наряду с организациями (юридическими лицами) и гражданами Российской Федерации относит к числу субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, также иностранных граждан (статья 10).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об оружии" иностранным гражданам предоставлено право приобретать гражданское оружие на территории Российской Федерации, а также право ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации гражданское оружие. Согласно части первой указанной статьи иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское оружие по лицензиям, выданным органами внутренних дел на основании ходатайств дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из Российской Федерации не позднее десяти дней со дня приобретения оружия. При этом в соответствии с пунктом 9.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранному гражданину лицензии на приобретение в Российской Федерации гражданского оружия, а также разрешения на вывоз из Российской Федерации приобретенного гражданского оружия (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 517) для получения соответствующих лицензии и разрешения иностранный гражданин должен представить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации, и ходатайство дипломатического представительства иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого он является.

При этом иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации вправе приобретать на территории Российской Федерации без получения лицензии механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно (часть четвертая статьи 13 и часть вторая статьи 14 Федерального закона "Об оружии").

Иностранным гражданам также предоставлено право ввозить на территорию Российской Федерации спортивное и охотничье оружие при наличии договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; указанное оружие должно быть вывезено из Российской Федерации в сроки, установленные договором или приглашением (часть третья статьи 14 Федерального закона "Об оружии").

Вместе с тем часть четвертая статьи 14 Федерального закона "Об оружии" устанавливает запрет на ввоз в Российскую Федерацию и использование на территории Российской Федерации всех видов, типов и моделей оружия иностранными гражданами в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и в иных целях, кроме спорта и охоты, если это не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу положений Федерального закона "Об оружии", иностранные граждане вне зависимости от их миграционного статуса (временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание на территории Российской Федерации) не вправе хранить, носить и использовать охотничье оружие на территории Российской Федерации на длительной основе. Такое регулирование, оставаясь в рамках дискреции федерального законодателя, предоставленной ему статьей 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, учитывает, в частности, что в отношении иностранных граждан вне зависимости от их миграционного статуса не могут быть собраны полные и достоверные сведения, свидетельствующие об их соответствии требованиям, которые установлены статьей 13 Федерального закона "Об оружии" для граждан Российской Федерации и направлены на обеспечение надлежащих условий использования огнестрельного оружия, а также возникающие в связи с этим риски.

Следовательно, оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Литовской Республики Саулевича Владимира Леонидовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального унитарного предприятия "Водоканал" на нарушение конституционных прав и свобод частью третьей статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"
"По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан"
"По жалобе гражданки Ивиной Ирины Брониславовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тайга-Экс" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 169, абзаца второго пункта 1 и пункта 6 статьи 172 и абзаца третьего пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте