Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2011 N КАС11-724

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 декабря 2011 г. N КАС11-724

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании подпункта "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761,

по кассационной жалобе Правительства Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2011 г., которым заявленное требование удовлетворено в части.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Р. и Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения Б., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила), определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (пункт 2). Право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (пункт 3).

Подпунктом "б" пункта 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим с момента издания подпункта "б" пункта 8 Правил, ссылаясь на его противоречие статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В обоснование заявленного требования Б. указал, что его семья является многодетной и зарегистрирована постоянно по адресу дислокации воинской части в г. Крымске Краснодарского края, так как жилье от этой части не предоставлено. В этом же населенном пункте они занимают по договору найма жилое помещение в частном жилищном фонде, оплачивая помимо платы за наем помещения и коммунальные платежи. Решив получить субсидию на оплату коммунальных услуг, заявитель обратился в администрацию Краснодарского края, однако ему в этом было отказано со ссылкой на то, что Правила предусматривают возможность предоставления субсидий лишь при условии регистрационного учета по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией. Как следует из содержания заявления, в части, касающейся предоставления субсидий на оплату жилого помещения, Б. подпункт "б" не оспаривает.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2011 г. заявление Б. удовлетворено частично. Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, в части, препятствующей военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, зарегистрированным по месту жительства по адресам воинских частей, но проживающим ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенных ими договоров найма (поднайма), прилагать к заявлению о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования указанными жилыми помещениями.

В остальной части Б. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Правительство Российской Федерации, не соглашаясь с указанным выше решением суда, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Условия предоставления гражданам субсидий регламентированы статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Они предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 этой статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1). Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (часть 2). Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 данной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3).

Из данных законоположений следует, что право на получение субсидии на оплату коммунальных услуг имеют в том числе граждане - наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, если их расходы на оплату коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Субсидии на оплату коммунальных услуг предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением на основании заявлений таких граждан с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Согласно абзацам первому, второму пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Как правильно указано в обжалованном решении суда, по смыслу приведенных выше правовых норм регистрация военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей по адресам воинских частей приравнивается к регистрации по месту жительства. В случае отсутствия служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда, общежитий названные военнослужащие вправе получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений и, следовательно, самостоятельно определять жилое помещение по договору найма (поднайма). В таких случаях место фактического проживания указанных граждан и место их регистрации по адресам воинских частей не совпадают.

Удовлетворяя (в части) заявленное требование, суд первой инстанции правильно исходил из того, что это обстоятельство не может служить основанием для лишения граждан права на получение субсидий на оплату коммунальных услуг (если они отвечают критериям, закрепленным в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации), поскольку требование закона об обязанности зарегистрироваться по месту жительства ими выполнено.

Согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Поскольку оспариваемое положение подпункта "б" пункта 8 Правил ограничивает право военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, зарегистрированных в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" по их просьбе по адресу воинской части, на получение субсидии на оплату коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оно подлежит признанию в соответствующей части недействующим.

При этом суд правильно указал, что оснований для признания подпункта "б" пункта 8 Правил недействующим в остальной части, касающейся предоставления субсидий на оплату коммунальных услуг, не имеется. Согласно части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, утверждая Правила, Правительство Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем.

Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает граждан регистрироваться по месту жительства. Местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Исходя из этого при установлении перечня прилагаемых к заявлению о предоставлении субсидии документов Правительство Российской Федерации могло закрепить в Правилах общее положение о том, что к заявлению о предоставлении субсидии должны прилагаться копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Поскольку в случае отсутствия соответствующих жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений (пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей, довод кассационной жалобы о том, что без регистрации по месту жительства применительно к рассматриваемому случаю невозможно достоверно установить сам факт проживания гражданина в помещении, несостоятелен и не может свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда.

Предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 октября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

И.В.КРУПНОВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 22.04.2009 N ГКПИ09-434, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими абзаца третьего пункта 4, абзаца первого пункта 6, пункта 12 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83>
"Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Нефте-Стандарт" о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 518-О"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Егорова Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лунина Валерия Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134, статьями 220 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте