Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 11.12.2002 N 317-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 декабря 2002 г. N 317-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА

ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОКРУЖНОГО ВОЕННОГО СУДА

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 46

УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса президиума Московского окружного военного суда,

установил:

1. В запросе президиума Московского окружного военного суда оспаривается конституционность положения части первой статьи 46 УК Российской Федерации, согласно которому наказание в виде штрафа назначается в пределах, предусмотренных данным Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания.

Как следует из представленных материалов, судебная коллегия по уголовным делам Московского окружного военного суда определением от 23 октября 2001 года изменила приговор Московского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2001 года, которым подполковник Б.В. Аникин был осужден по статье 116 УК Российской Федерации к штрафу в размере 80 минимальных размеров оплаты труда, уменьшив размер штрафа до 25 минимальных размеров оплаты труда. При этом в определении указывалось, что суд первой инстанции ошибочно исчислял величину денежного взыскания исходя из минимального размера оплаты труда, установленного на момент назначения наказания (100 руб.), а не из существовавшего на момент совершения преступления (83 руб. 49 коп.). Данное судебное решение было опротестовано временно исполняющим обязанности Московского городского военного прокурора на том основании, что часть первая статьи 46 УК Российской Федерации предусматривает взыскание штрафа в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации именно на момент назначения наказания; в силу статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2001 года исчисление штрафов производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

При рассмотрении дела в порядке надзора президиум Московского окружного военного суда пришел к выводу, что предписание части первой статьи 46 УК Российской Федерации не позволило суду при определении наказания Б.В. Аникину исходить из более низкого минимального размера оплаты труда, существовавшего на момент совершения преступления, и тем самым воспрепятствовало применению части первой статьи 10 УК Российской Федерации, согласно которой уголовный закон, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего преступление, не имеет обратной силы, т.е. не распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до введения этого закона в действие. В связи с этим в своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации заявитель утверждает, что часть первая статьи 46 УК Российской Федерации нарушает статью 54 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Часть первая статьи 46 УК Российской Федерации относится к категории норм, которые регулируют соответствующие общественные отношения путем отсылок к правовым актам иной отраслевой принадлежности. Основой данной отсылочной нормы является федеральный закон, определяющий минимальный размер оплаты труда на тот или иной временной период. В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда", устанавливающий в статье 5, что осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисление штрафов с 1 января 2001 года производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

Использование базовой суммы в качестве единицы расчета при определении размеров штрафа обусловлено необходимостью обеспечения соразмерности данного вида наказания тяжести совершенного преступления в условиях быстро меняющейся покупательной способности денег, причем само по себе изменение цифрового выражения минимального размера оплаты труда, устанавливаемого на определенный период с учетом происходящих в стране инфляционных процессов, не свидетельствует об изменении его содержательной характеристики.

Напротив, исчисление размера штрафа исходя из более низкой базовой суммы, действовавшей на момент совершения преступления, могло бы приводить к необоснованному снижению ответственности за совершение общественно опасных деяний и к нарушению принципа справедливости, предполагающего соответствие наказания характеру и степени общественной опасности преступления и лица, его совершившего. Вместе с тем суды, назначая наказание в виде штрафа, не лишены возможности, руководствуясь статьей 64 УК Российской Федерации, уменьшить его размер - с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, динамики изменения базовой суммы, установленной для исчисления размера штрафа, - по сравнению с предусмотренным санкцией соответствующей статьи Особенной части данного Кодекса.

Таким образом, часть первая статьи 46 УК Российской Федерации, регулирующая порядок исчисления суммы штрафа, назначаемого в качестве наказания за преступление, не содержит каких бы то ни было положений, которые можно рассматривать как усиливающие наказание или иным образом ухудшающие положение лица, совершившего преступление, а следовательно, как нарушающие требование статьи 54 Конституции Российской Федерации о недопустимости придания обратной силы закону, отягчающему ответственность.

3. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дела по запросу суда о проверке конституционности нормы закона, примененной или подлежащей применению в конкретном деле, является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемая судом норма.

Поскольку в данном случае такая неопределенность отсутствует, запрос президиума Московского окружного военного суда не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению как не отвечающий критерию допустимости обращений в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса президиума Московского окружного военного суда, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть признано допустимым.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

М.В.БАГЛАЙ

Судья - секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 07.03.2012 N ГКПИ11-2148, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим Разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднего заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утв. постановлением Минтруда России от 22.04.2003 N 22>
"По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кухтенкова Александра Дмитриевича на нарушение его конституционных прав подпунктом "а" пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 27.04.2005 N ГКПИ05-119, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим распоряжения Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р>
Ошибка на сайте