Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 N 935-О-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2010 г. N 935-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ "РОССИЙСКИЙ
ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОДПУНКТА 25 СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА
НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
ПУНКТА 1 СТАТЬИ 36 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЯХ" И ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 25 ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
"ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ГОРОДА МОСКВЫ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы общероссийского общественного движения "Российский общенародный союз",
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации общероссийское общественное движение "Российский общенародный союз" оспаривает конституционность следующих законоположений:
подпункта 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому избирательное объединение - это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня; при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения; при этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования; указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения;
пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", согласно которому политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти;
части 1 статьи 25 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", согласно которой на выборах депутатов Московской городской Думы избирательным объединением является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение политической партии, созданное в городе Москве.
Как следует из представленных материалов, Московская городская избирательная комиссия возвратила общероссийскому общественному движению "Российский общенародный союз" документы по выдвижению кандидатов от названного движения в депутаты Московской городской Думы пятого созыва (письмо секретаря Московской городской избирательной комиссии от 11 августа 2009 года). Указанные действия были признаны соответствующими избирательному законодательству решением Тверского районного суда города Москвы от 6 октября 2009 года, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда (определение от 8 октября 2009 года).
По мнению заявителя, положения подпункта 25 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 1 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях" и части 1 статьи 25 Закона города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы" противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 1, 3 (части 1 и 3), 13 (часть 4), 19 (части 1 и 2), 30, 32 (часть 2) и 55 (часть 2), поскольку не позволяют общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, выдвигать кандидатов в депутаты в органы государственной власти.
Заявитель просит признать подпункт 25 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" неконституционным во всем объеме его нормативного содержания. Между тем приложенными к жалобе правоприменительными актами подтверждается применение в его деле только положения, содержащегося в первом предложении данного подпункта. В остальной части указанный подпункт в деле заявителя не применялся, а потому в этой части его жалоба в силу статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может быть признана допустимой.
2. Конституция Российской Федерации, провозглашая свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3), закрепляет право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе их право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2). При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не устанавливает право граждан выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, - такое право вытекает из конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными.
Согласно пункту 3 статьи 10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 2 июля 2003 года N 89-ФЗ) кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и (или) в порядке самовыдвижения; кандидаты и (или) списки кандидатов могут быть выдвинуты также политическими партиями (коалициями), иными общественными объединениями и другими субъектами права выдвижения кандидатов и (или) списков кандидатов, указанными в конституциях, законах.
Конкретизация приведенного положения в российском законодательстве в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ее статьями 15 (часть 4), 71 (пункты "в", "к"), 72 (пункт "б" части 1), 76 (части 1 и 2) - обязанность федерального законодателя, обладающего при этом необходимыми дискреционными полномочиями, позволяющими ему решать собственные правотворческие задачи в конкретно-исторических условиях формирования партийно-политической системы Российской Федерации. Федеральный законодатель, в частности, вправе, устанавливая круг субъектов права выдвижения кандидатов (списков кандидатов), дифференцировать его применительно к разным видам выборов.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
2.1. Политические партии являются особым видом общественных объединений граждан. Их деятельность непосредственно связана с организацией и функционированием публичной власти, они включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего целостность и устойчивость политической системы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 1-П).
Поскольку провозглашенное в преамбуле Конституции Российской Федерации и структурированное в ее статье 3 и ряде иных статей коллективное участие в осуществлении власти в Российской Федерации граждан, составляющих в своей совокупности многонациональный народ Российской Федерации, предполагает формирование политической воли народа, определяющей деятельность публичной власти, то, по смыслу статьи 13 Конституции Российской Федерации, именно политические партии, на которые возложена соответствующая публичная функция, содействуют процессу волеобразования народа в условиях открытости и свободы создания и деятельности самих политических партий, отвечающих конституционным критериям демократии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 11-П).
Таким образом, политические партии - при том что они создаются и действуют добровольно, как и иные общественные объединения, в отличие от последних объективно предназначены для постоянного профессионального формирования и выражения политической воли многонационального народа Российской Федерации и воплощения ее в решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления. Важным проявлением названного предназначения является постоянное профессиональное участие политических партий в выборах на всех уровнях власти.
2.2. Конституционное предназначение политических партий определяет наделение их особым правовым статусом, отличающим политические партии от иных видов общественных объединений, в том числе в сфере выборов. Это выражается, в частности, в законодательном введении особых требований к политическим партиям, их членам, закреплении за политическими партиями исключительных прав, обязанностей, дополнительных гарантий, распространении на них специфических оснований ответственности. К числу исключительных прав политических партий относится и право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти. Данному праву корреспондируют особые условия признания политических партий участвующими в выборах и такое применимое только к ним основание их ликвидации по решению Верховного Суда Российской Федерации, как непринятие политической партией в течение пяти лет подряд участия в выборах (статья 37 Федерального закона "О политических партиях").
Следовательно, законодательное закрепление за политическими партиями исключительного права выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти в системе действующего правового регулирования обеспечивает их особое конституционное предназначение и не противоречит конституционному принципу равенства (статья 13, часть 4; статья 19, часть 1). Оно отражает конкретно-исторические условия развития партийно-политической системы страны и не исключает для федерального законодателя возможности в будущем по-иному решить вопрос о субъектах выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти.
3. Во внимание необходимо принять и то, что принцип политического многообразия (статья 13, часть 3, Конституции Российской Федерации) реализуется в Российской Федерации не только через многопартийность, создание и деятельность партий различной идеологической направленности. Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, законодательно наделены рядом прав по участию в политической жизни общества, в том числе в выборах.
Так, общественные организации и общественные движения в установленных избирательным законодательством случаях вправе обладать статусом избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, а также глав муниципальных образований; общественные объединения, не имеющие статуса политической партии, вправе участвовать в формировании избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию (подпункт 25 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 22, пункт 1 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством заявитель, имеющий статус общероссийского общественного движения, вправе преобразовать себя в политическую партию при выполнении требований, предъявляемых федеральным законодателем к политическим партиям (пункты 1, 4 и 5 статьи 11 Федерального закона "О политических партиях").
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, оспариваемые им законоположения не нарушают его конституционные права. В силу этого его жалоба, как не отвечающая требованиям допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленным в статьях 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общероссийского общественного движения "Российский общенародный союз", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН