Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2008 N КАС08-118

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 апреля 2008 г. N КАС08-118

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Манохиной Г.В.,

членов коллегии: Кнышева В.П., Харланова А.В.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пыхтина Сергея Петровича о признании недействующим образца списка членов регионального отделения политической партии - приложения к Приказу Федеральной регистрационной службы от 25 апреля 2007 года N 60 "Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения" по кассационной жалобе Пыхтина С.П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2008 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения Пыхтина С.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Федеральной регистрационной службы Зеленской Е.С., Министерства юстиции Российской Федерации Васильева А.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) от 25 апреля 2007 года N 60 "Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения" (далее - Приказ) утверждены образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее отделения, в том числе образец списка членов регионального отделения политической партии (приложение к Приказу). Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2007 года, регистрационный номер 9600, официально опубликован в "Российской газете", номер 129, 20 июня 2007 года, размещен на официальном сайте Росрегистрации в информационно-коммуникационной сети общего пользования.

Пыхтин С.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим образца списка членов регионального отделения политической партии, утвержденного названным Приказом.

В подтверждение требования заявитель указал, что образец списка в части обязания указать данные о каждом члене регионального отделения политической партии: фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, адреса проживания, контактного телефона, противоречит Федеральному закону "О политических партиях", поскольку им не предусмотрено представление списка членов партии для государственной регистрации и запрещено требовать от граждан Российской Федерации при представлении официальных сведений о себе указывать членство в политической партии или отсутствии такового. Информация о членах политической партии, представляемая для сведения в уполномоченные органы, относится к информации с ограниченным доступом, разглашение которой без согласия соответствующих членов политической партии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Действующим законодательством Федеральный уполномоченный орган не наделен правом утверждать образец списка, а ему поручено утвердить и опубликовать образцы документов, необходимых для государственной регистрации. Оспариваемое положение, по мнению заявителя, противоречит Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", нарушает его права как члена партии, уполномоченного лица и секретаря Центрального Совета политической партии "Великая Россия" на конфиденциальность персональных данных и неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Пыхтин С.П. В кассационной жалобе указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, допустил грубые нарушения процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что Приказ принят Росрегистрацией в пределах предоставленных ей полномочий и оспариваемое положение Приказа не противоречит действующему законодательству, поскольку указание в образце списка данных о члене политической партии о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, гражданстве, адресе проживания и контактном телефоне соответствует Федеральному закону "О политических партиях" и направлено на реализацию законных полномочий Росрегистрации по проверке содержащихся в представленных документах сведений о членах политической партии на соответствие нормам названного Федерального закона.

Статьей 18 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (в редакции Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 168-ФЗ) установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации регионального отделения политической партии (пункт 1), в который включен список членов регионального отделения политической партии (подпункт "ж" пункта 1).

В соответствии с пунктом 6 статьи 20 названного Федерального закона образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политической партии, которым в силу пункта 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" является Росрегистрация.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона N 95-ФЗ федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, требованиям настоящего Закона принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 20 этого же Федерального закона, в случае если территориальным органом федерального уполномоченного органа установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям Закона, региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации.

Исходя из смысла приведенных положений, суд пришел к правильному выводу о том, что регистрация политической партии и ее региональных отделений является актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, заключающимся во внесении в государственный реестр сведений о создании политической партии, свидетельствующих о ее соответствии требованиям Федерального закона "О политических партиях".

В силу пункта 3 статьи 3 указанного Федерального закона в региональном отделении должно состоять не менее 500 членов.

Согласно пунктам 1 - 3, 6 статьи 23 Федерального закона членство в политической партии является добровольным, членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, иностранные граждане и лица без гражданства не вправе быть членами политической партии, гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии, член политической партии может состоять только в одном региональном отделении политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.

При таком положении обоснован вывод суда о правомерности указания в оспариваемом образце документов данных о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, гражданстве, адресе проживания и контактном телефоне в целях реализации законных полномочий Росрегистрации по проверке содержащихся в представленных документах сведений о членах политической партии на соответствие нормам Федерального закона "О политических партиях".

Указанный объем информации, предоставляемой в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О политических партиях", должен предоставлять возможность идентифицировать конкретного гражданина, состоящего в региональном отделении политической партии.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно учел правовую позицию, выраженную в Постановлении Конституционного Суда от 16 июля 2007 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов", в соответствии с которой представление информации, предусмотренной подпунктом "ж" пункта 1 статьи 18 Федерального закона служит исключительно целям реализации установленных Законом полномочий государственных органов по регистрации региональных отделений политических партий и осуществлению установленных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом пределах контроля за деятельностью и не может быть использована в других целях, в том числе для ограничения прав и свобод членов политических партий, реализуемых ими индивидуально или в коллективной форме, либо при предоставлении каких-либо преимуществ.

Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемое положение противоречит пункту 7 статьи 23 Федерального закона "О политических партиях", которым запрещается требовать от граждан Российской Федерации представления сведений о членстве в политической партии или отсутствии такового, неоснователен, поскольку требование названного Федерального закона о представлении списка членов регионального отделения политической партии для регистрации регионального отделения политической партии адресовано политической партии.

Правильным является вывод суда о необоснованности довода заявителя о противоречии образца списка требованиям Федерального закона "О персональных данных". В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 6 названного Федерального закона согласия субъекта персональных данных не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Федеральным законом "О политических партиях" предусмотрено предоставление информации о членах политической партии в виде списка членов регионального отделения политической партии с целью регистрации политической партии и (или) его регионального отделения (статья 15). Круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке - члены региональных отделений политических партий, определен в статье 18 этого же Федерального закона. Полномочия оператора - принятие решения о государственной регистрации политической партии и (или) ее регионального отделения, либо контроль за их деятельностью предусмотрены в статьях 15, 38 Федерального закона "О политических партиях".

Ссылка в кассационной жалобе на то, что для обработки персональных данных Росрегистрация обязана получить согласие члена политической партии, не основана на законе.

Довод кассационной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела должны быть представлены документальные доказательства о законности оспариваемого Приказа, не может служить поводом к отмене решения, поскольку при разрешении дела об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет их на соответствие федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом не требуется каких-либо документальных доказательств законности оспариваемого нормативного правового акта.

При разрешении настоящего дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену принятого решения.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пыхтина С.П. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.П.КНЫШЕВ

А.В.ХАРЛАНОВ

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бачаловой Марьям Умаровны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 75 и пунктом 4 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чеховой Зои Михайловны на нарушение ее конституционных прав пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рабиновича Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 08.07.2005 N ГКПИ2005-634, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС">
Ошибка на сайте