Рейтинг@Mail.ru

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N АПЛ14-696

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 февраля 2015 г. N АПЛ14-696

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Ситникова Ю.В.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "СМП-Нефтегаз" о признании недействующими постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июня 2003 г. N 73 "Об утверждении Инструкции по производству маркшейдерских работ" и приказа Федерального горного и промышленного надзора России от 27 июня 2003 г. N 145 "О введении в действие нормативных правовых актов в области охраны недр"

по апелляционной жалобе ОАО "СМП-Нефтегаз" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2014 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя заявителя С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Ростехнадзора Г., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Федеральным горным и промышленным надзором России приняты постановление от 6 июня 2003 г. N 73 "Об утверждении Инструкции по производству маркшейдерских работ" (далее - постановление от 6 июня 2003 г. N 73) и приказ от 27 июня 2003 г. N 145 "О введении в действие нормативных правовых актов в области охраны недр" (далее - приказ от 27 июня 2003 г. N 145).

ОАО "СМП-Нефтегаз" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими постановления от 6 июня 2003 г. N 73 и приказа от 27 июня 2003 г. N 145, ссылаясь на то, что они являются нормативными правовыми актами, затрагивающими права и законные интересы неограниченного круга лиц, изданными правомочным органом государственной власти, однако не прошедшими государственную регистрацию и официально не опубликованными.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2014 г. заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ОАО "СМП-Нефтегаз", не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на ошибочность изложенных судом первой инстанции выводов о том, что постановление от 6 июня 2003 г. N 73 и приказ от 27 июня 2003 г. N 145 не требовали государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и были опубликованы в соответствии с установленным порядком. Считает, что приказ Госгортехнадзора России от 19 марта 2001 г. N 32 наделяет подведомственное Госгортехнадзору России унитарное предприятие статусом официального издателя нормативных документов этого органа и не устанавливает порядок опубликования его актов, признанных не нуждающимися в государственной регистрации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Согласно действовавшему на время издания оспариваемых актов Положению о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 841, Госгортехнадзор России являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, а также в пределах своей компетенции в области использования и охраны недр (пункт 1); к его основным задачам относилась организация и осуществление нормативного регулирования в области промышленной безопасности и федерального надзора за выполнением организациями при проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объектов требований промышленной безопасности, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в соответствующих нормативных технических документах (подпункт 1 пункта 4); Госгортехнадзор России имел право издавать в установленном порядке нормативные правовые акты, нормативно-технические и методические документы, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации, техническую, информационно-справочную и другую литературу по вопросам, отнесенным к его компетенции (подпункт 3 пункта 6).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" функции Федерального горного и промышленного надзора России переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрена государственная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательное официальное опубликование в названных этим указом печатных изданиях нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками нормативного правового акта являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, а также наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на урегулирование общественных отношений либо на изменение и прекращение существующих правоотношений.

Инструкция по производству маркшейдерских работ, утвержденная постановлением от 6 июня 2003 г. (далее - Инструкция), непосредственно общественные отношения не регулирует, являясь нормативно-техническим документом, устанавливающим порядок пространственно-геометрических измерений горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации; наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ; ведения горной графической документации; учета и обоснования объемов горных разработок; определения опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами.

Постановление от 6 июня 2003 г. N 73 в установленном порядке было представлено Федеральным горным и промышленным надзором на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, где по результатам правовой экспертизы было признано не нуждающимся в государственной регистрации, поскольку оно не содержит новых правовых норм и носит организационно-технический характер (письмо Минюста России от 23 июня 2003 г. N 07/6397-ЮД).

С учетом изложенного обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что Инструкция не содержит норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а определяет общие требования по производству маркшейдерских работ в процессе недропользования.

Согласно пункту 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

В соответствии с приказом Госгортехнадзора России от 19 марта 2001 г. N 32 официальным издателем его нормативных документов является государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России", выпустившее во исполнение приказа Госгортехнадзора России от 27 июня 2003 г. N 145 официальное издание "Охрана недр и геолого-маркшейдерский контроль. Инструкция по производству маркшейдерских работ (РД 07-603-03)". Серия 07. Выпуск 15/Колл. авт. - М.: Государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России", 2003. - 120 с. Сообщение о выходе этого издания было опубликовано в журнале "Безопасность труда в промышленности", 2003, N 11, с. 61.

Довод в апелляционной жалобе заявителя о том, что приказ Госгортехнадзора России от 19 марта 2001 г. N 32 не устанавливает порядок опубликования актов Госгортехнадзора России, не нуждающихся в государственной регистрации, лишен правовых оснований. Приведенный приказ принят именно в целях упорядочения издания нормативных документов Госгортехнадзора России (в частности, инструкций), обеспечения их издания в установленные сроки, а также обеспечения информирования общественности о решении Госгортехнадзора России об уполномоченном органе по официальному изданию нормативных документов в лице ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность".

Приказ от 27 июня 2003 г. N 145, являясь актом, направленным на организацию исполнения собственных решений Госгортехнадзора России, не содержащим новых правовых норм, не относится к документам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, поэтому суд правильно указал в обжалованном решении, что этот приказ носит организационный характер и не подлежал представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Довод в апелляционной жалобе о невозможности определения даты ввода Инструкции по причине неопубликования приказа от 27 июня 2003 г. N 145 несостоятелен. Опубликование Инструкции в официальном издании ГУП "Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России" и размещение оспариваемых актов в информационно-правовых системах "КонсультантПлюс" и "Гарант" свидетельствует о том, что оспариваемые акты доведены до сведения неопределенного круга лиц и не могут считаться неопубликованными. Дата введения Инструкции в действие в официальном издании Госгортехнадзора России, опубликовавшем Инструкцию, указана - 29 июня 2003 г.

Учитывая, что оспариваемые акты изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, опубликованы и введены в действие в соответствии с установленным порядком, прав и свобод заявителя не нарушают, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания их недействующими и в силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отказал ОАО "СМП-Нефтегаз" в удовлетворении заявления.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы, которые по своей сути сводятся к иной оценке выводов суда первой инстанции, сделанных на основе подробного анализа действующего гражданского законодательства, не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "СМП-Нефтегаз" - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Ю.В.СИТНИКОВ

Другие документы по теме
"По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 2 пункта 10 Примерной формы государственного контракта на оказание услуги по перевозке граждан - получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (приложение N 2), утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1140>
"По ходатайствам граждан Бабаева Магомеда Белякаевича и Гуртуева Оюса Бертовича об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 171-О-П"
Ошибка на сайте