Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 N 279-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2005 г. N 279-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ
К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
БОБЫЛЕВОЙ ТАМАРЫ МИХАЙЛОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РАЗДЕЛОМ X ПРИЛОЖЕНИЯ N 1
К ПОЛОЖЕНИЮ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ, ВЫПЛАТЕ И ПЕРЕРАСЧЕТЕ
РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДОПЛАТЫ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПЕНСИИ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя В.Г. Стрекозова, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Т.М. Бобылевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В жалобе гражданки Т.М. Бобылевой оспаривается конституционность раздела X Приложения N 1 "Периоды государственной службы (работы), учитываемые при исчислении стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии" к Положению об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2001 года N 175), согласно которому при исчислении стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, учитываются в порядке исключения иные отдельные периоды работы (службы), в совокупности не превышающие 5 лет, опыт и знание по которой были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещавшейся должности федеральной государственной службы, - на основании решения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации, по представлению руководителя федерального государственного органа, которое оформляется одновременно с увольнением государственного служащего по основаниям, указанным в пункте 5 названного Положения (в том числе увольнением по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию).
Как следует из представленных материалов, Т.М. Бобылева, чей стаж государственной службы составлял 8 лет 10 месяцев 25 дней, была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости из инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району города Ижевска Удмуртской Республики 6 сентября 2000 года, когда оспариваемая ею норма действовала в первоначальной редакции, предусматривавшей включение в стаж государственной службы для назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии (устанавливавшейся при наличии не менее 15 лет стажа государственной службы) иных периодов работы (службы) независимо от их продолжительности и не содержавшей указание на возможность такого зачета в порядке исключения. Представление руководителя федерального государственного органа о зачете в ее стаж государственной службы иных периодов работы оформлено не было. Бездействие этого должностного лица, как и полученный в 2002 году отказ первого заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам в оформлении представления со ссылкой на оспариваемую норму заявительница обжаловала в Индустриальный районный суд города Ижевска, который своим решением от 11 ноября 2002 года, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, признал их законными.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма, как распространяющаяся на федеральных государственных служащих, уволенных в связи с выходом на пенсию по старости до внесения в нее изменений и имевших в соответствии с ее прежней редакцией право на зачет в стаж государственной службы иных периодов работы без ограничительных условий, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 17, 18, 19, 39, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3).
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявительницу о том, что ее жалоба не соответствует требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Т.М. Бобылевой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Оспариваемая норма, устанавливая общие для всех федеральных государственных служащих условия, при соблюдении которых в стаж государственной службы включаются в предусмотренном ею порядке по представлению руководителя федерального государственного органа иные отдельные периоды работы (службы), расширяет тем самым круг лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, что само по себе не может расцениваться как ущемление их конституционных прав.
Раздел X Приложения N 1 к Положению об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, как в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2001 года N 175, оспариваемой заявительницей, так и в первоначальной редакции, не закреплял безусловное право государственных служащих на включение в стаж государственной службы иных периодов работы, - эти периоды включались в стаж государственной службы лишь в том случае, когда опыт и знания, приобретенные на прежней работе, были необходимы для выполнения обязанностей по замещавшейся должности государственной службы. Оценку таких обстоятельств должен был давать руководитель федерального государственного органа, решающий вопрос о направлении соответствующего представления в Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Иными словами, оспариваемая норма не предусматривает возможность произвольного усмотрения должностного лица при решении в каждом конкретном случае вопроса об оформлении представления о зачете в стаж государственной службы таких периодов.
Проверка же причины, по которой в отношении заявительницы не состоялось оформление подобного представления, как и правильности выбора, применения и истолкования судами общей юрисдикции и иными правоприменителями нормы, на основании которой подлежало разрешению ее дело, к чему, по сути, и сводятся ее требования, связана с установлением и исследованием фактических обстоятельств, от чего Конституционный Суд Российской Федерации, решающий исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства обязан воздерживаться во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (части третья и четвертая статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). В данном случае это возложено на соответствующие инстанции судов общей юрисдикции.
Кроме того, как следует из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года N 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, применяется до вступления в силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
15 сентября 2003 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 19 названного Федерального закона и Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 1413 "Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" принято Постановление N 570 "О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации". Таким образом, конституционность оспариваемой заявительницей нормы, как фактически не применяющейся, по смыслу статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бобылевой Тамары Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Г.СТРЕКОЗОВ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ