Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 30.10.2003 N КАС03-471

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 октября 2003 г. N КАС03-471

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании от 30 октября 2003 года гражданское дело по заявлению В. о признании недействующими пунктов 5 и 6 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года N 576,

по кассационной жалобе В. на решение Верховного Суда РФ от 25 августа 2003 года, которым заявленное требование оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Толчеева Н.К., объяснения В. и его представителей Александровой А.Ю., Сенчищева В.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей Правительства РФ Есениной О.А., Контарчук М.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия

установила:

пунктом 5 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 года N 576, предусмотрено, что в случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) уведомляется в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации, а в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уведомление направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Минимущество России (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении указанных земельных участков для федеральных нужд (уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - для нужд субъекта Российской Федерации соответственно).

Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с указанными решениями.

В соответствии с пунктом 6 этих Правил уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных пунктов Правил, сославшись на то, что содержащиеся в них положения не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права, предусмотренные ч. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ст. 31 Земельного кодекса РФ.

Верховный Суд РФ постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе В. просит решение суда отменить, полагая его вынесенным при неправильном применении норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда РФ.

В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которых у Российской Федерации возникает право собственности, является их предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации отказ федеральных организаций от земельных участков не влечет за собой автоматического прекращения их права на указанные земельные участки.

Пунктом 2 статьи 2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных данным Кодексом, федеральными законами, а также Указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

Реализуя свои полномочия по изданию нормативных правовых актов в сфере регулирования земельных отношений, во исполнение пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пункта 14 статьи 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", Правительство утвердило Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.

Обжалуемые пункты Правил регулируют порядок распоряжения не всеми землями, государственная собственность на которые не разграничена, а лишь теми, которые ранее были обременены правом на них федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созданных этими органами унитарных предприятий, учреждений, организаций.

В силу статей 3 и 4 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" потенциальными собственниками таких земель после разграничения государственной собственности являются Российская Федерация или субъект Российской Федерации в зависимости от того, в чьем пользовании ранее находились земельные участки.

С учетом этого Правительство Российской Федерации определило порядок распоряжения указанными землями, позволяющий защитить интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на те земельные участки, на которые у них возникнет право собственности в процессе разграничения государственной собственности на землю.

Проанализировав содержание оспариваемых правовых норм, суд первой инстанции правильно отверг доводы заявителя о том, что пункт 5 Правил в нарушение действующего законодательства устанавливает "новый" субъект распоряжения государственными землями до их разграничения и лишает органы местного самоуправления самостоятельно, без каких-либо согласований (пункт 6 Правил) распоряжаться земельными участками.

Указанные правовые нормы, как это следует из их содержания, не устанавливают порядок распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и не нарушают полномочий районной и городской администрации в области использования земли, закрепленных в Законе РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации", не противоречат положениям ст. 31 Земельного кодекса РФ.

Предусмотренный оспариваемыми заявителем пунктами порядок не наделяет Минимущество России полномочиями распоряжаться земельными участками, определять их юридическую судьбу, а лишь устанавливает процедуру подготовки и принятия соответствующих решений о распоряжении земельными участками органами, уполномоченными на распоряжение земельными участками.

Применение пунктов 5 и 6 Правил не лишает уполномоченных на распоряжение земельными участками органов права самостоятельно распорядиться указанными выше земельными участками в случае отсутствия претендентов в лице федеральной организации или субъектов РФ.

Пункт 5 Порядка определяет процедуру подготовки и принятия решений о распоряжении земельными участками органами, уполномоченными на распоряжение земельными участками. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

Положения п. 6 Правил, регулирующие отношения между органами местного самоуправления или органами государственной власти, уполномоченными на распоряжение земельными участками, и Минимуществом России (его территориальными органами) либо уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской власти, соответствуют требованиям ч. 3 п. 3 ст. 10 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающим возможность определения Правительством Российской Федерации порядка распоряжения землями, находящимся в государственной собственности на землю.

Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 августа 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Члены коллегии

В.И.НЕЧАЕВ

Ю.Г.КЕБА

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Дударева Игоря Владимировича о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июня 2010 года N 783-О-О"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Периханяна Самвела Сарибековича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Республики Беларусь Пищугина Валентина Васильевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым статьи 1 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 06.02.2008 N ГКПИ07-1681, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 10.1 и 10.2 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД РФ от 16.09.2002 N 900>
Ошибка на сайте