Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2009 N КАС09-533
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 ноября 2009 г. N КАС09-533
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Крупнова И.В., Манохиной Г.В.,
при секретаре Кулик Ю.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нетупского Павла Иосифовича о признании частично недействующими п. п. 2 - 7 Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 65
по кассационной жалобе Нетупского П.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2009 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кремер В.Е., Поздняка В.Г., Першова А.Н., Гугниной С.В., Федеральной службы безопасности Российской Федерации Чарыева М.Р., Ковалевского И.И., Министерства юстиции Российской Федерации Щерба О.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 65 в целях реализации требований пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и п. п. 4, 6, 11 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538, утверждены Требования к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее - Требования).
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2009 г. N 14209 и официально опубликован в "Российской газете" N 126, 10 июля 2009 г.
Пунктом 2 Требований предусмотрено, что сети почтовой связи, в том числе при их развитии и расширении, а также средства почтовой связи оператора почтовой связи обеспечивают возможность передачи уполномоченному органу: а) информации об оказанных услугах почтовой связи; б) информации о пользователях (отправителях и адресатах) услугами почтовой связи; в) почтовых отправлений. Информация об оказанных услугах почтовой связи и пользователях услугами почтовой связи передается взаимодействующему подразделению уполномоченного органа по его запросам, в том числе по запросам с пункта управления уполномоченного органа (далее - пункт отправления ОРМ). В случае оказания услуг почтовой связи, в процессе которых средствами оператора почтовой связи осуществляется дополнительное кодирование в передаваемой информации, на пункт ОРМ такая информация передается в декодированном виде.
В соответствии с п. 3 Требований имеющиеся и (или) создаваемые операторами почтовой связи базы данных о пользователях услугами почтовой связи и базы данных об оказанных услугах почтовой связи, а также оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении ОРМ (далее - технические средства ОРМ), подключаются оператором почтовой связи к пункту управления ОРМ через точку (точки) подключения в соответствии с техническими условиями, устанавливаемыми уполномоченным органом.
Пунктами 4 и 5 Требований на оператора почтовой связи возложена обязанность обеспечить возможность получения из базы данных о пользователях услугами почтовой связи информации о пользователях услугами почтовой связи и о почтовом адресе пользователя услугами почтовой связи по персональным данным и (или) почтовому адресу.
Согласно п. 6 Требований контроль почтовых отправлений осуществляется в процессе их обработки в сетях оператора почтовой связи. Для осуществления контроля в сетях оператора почтовой связи обеспечивается передача почтовых отправлений взаимодействующему подразделению уполномоченного органа. При передаче для контроля почтовых отправлений в упаковочной таре (мешках, ящиках и другой упаковочной таре), используемой оператором почтовой связи, должен быть обеспечен свободный доступ к таким почтовым отправлениям. После контроля почтовые отправления возвращаются на средства и (или) объекты почтовой связи оператора почтовой связи.
В случае принятия уполномоченным органом в установленном порядке решения об изъятии почтовых отправлений, а также приостановления оказания услуг почтовой связи в сетях почтовой связи обеспечивается его реализация (п. 7 Требований).
Нетупский П.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими вышеприведенных п. п. 2 - 7 Требований, указав, что оспариваемые положения в нарушение требований ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", ст. 15 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" устанавливают неограниченный и неконтролируемый доступ органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, к сведениям о почтовых отправлениях, адресах отправителя и получателя (п. п. 2, 3, 4 и 5), допускают осмотр почтовых отправлений без судебного решения (п. 6), изъятие почтовой корреспонденции без судебного решения (п. 7).
По мнению заявителя, п. п. 2 - 7 Требований не соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 14 июля 1998 г. N 86-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой", и ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2009 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Нетупский П.И. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении его требований. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, пришел к немотивированному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт не устанавливает порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, а носит технический характер. Суд первой инстанции не дал правовой оценки тому, что оспариваемый нормативный правовой акт содержит в себе правовую неопределенность, так как не содержит указания на необходимость получения судебного решения для проведения контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством связи и массовых коммуникаций в пределах предоставленных ему полномочий, п. п. 2 - 7 Требований не противоречат федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами (пункт 1); обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач (далее - мероприятия), а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (пункт 2); при проведении уполномоченными государственными органами следственных действий операторы связи обязаны оказывать этим органам содействие в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства (пункт 5). Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 4).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность".
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. N 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на органы Федеральной службы безопасности (п. 1).
Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
В силу п. 5.2.14 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418, названное Министерство вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
Реализуя предоставленные ему полномочия, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, по согласованию с Федеральной службой безопасности, утвердило Требования, п. п. 2 - 7 которых оспариваются заявителем. Порядок регистрации и опубликования этого нормативного правового акта был соблюден.
Исходя из содержания оспариваемых положений Требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что они устанавливают требования к сетям и средствам почтовой связи в целях создания уполномоченному государственному органу, осуществляющему проведение оперативно-разыскных мероприятий, и не устанавливают условия и основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Положения п. п. 2, 3 Требований обязывают сети почтовой связи, средства почтовой связи обеспечить техническую возможность передачи уполномоченному органу информации; устанавливают механизм и способ ее передачи; п. п. 4, 5 Требований содержат требование обеспечить техническую возможность получения из базы данных о пользователях услугами почтовой связи информации о пользователе услугами почтовой связи и о почтовом адресе пользователя услугами почтовой связи, из базы данных об оказанных услугах почтовой связи информации об оказанных услугах почтовой связи; п. 6 Требований регулирует, как осуществляется передача для контроля почтовых отправлений и их возврат; п. 7 Требований предусматривает возможность изъятия почтовых отправлений, приостановления оказания услуг почтовой связи в сетях почтовой связи в случае принятия решения уполномоченным органом в установленном порядке.
Приведенные положения согласуются с п. 1 ст. 64 Федерального закона "О связи", обязывающим операторов связи предоставлять уполномоченным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами и п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г. N 538, которым предусмотрена обязанность оператора связи своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи, которая должна храниться оператором связи в течение трех лет и предоставляться органам службы федеральной безопасности путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных.
Порядок приостановления оказания услуг связи и порядок изъятия почтовых отправлений, на которые имеется ссылка в п. 7 Требований, урегулированы п. 3 ст. 64 Федерального закона "О связи", ст. ст. 8 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
При таких данных нет оснований полагать, что оспариваемые положения противоречат действующему законодательству.
Правомерным является вывод суда о несостоятельности довода заявителя о том, что оспариваемые им нормы допускают неограниченный и неконтролируемый доступ органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, к сведениям о почтовых отправлениях, адресах отправителя и получателя; осмотр и изъятие почтовых отправлений без судебного решения.
Основания, условия и порядок проведения оперативно-разыскных мероприятий урегулированы федеральным законодательством: Федеральными законами от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. ст. 6, 8), от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (ст. 15), от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (ст. 63), и не было оснований воспроизводить их в нормативном правовом акте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, определяющем требования к сетям и средствам почтовой связи, в целях создания уполномоченному государственному органу, осуществляющему проведение оперативно-разыскных мероприятий, условий, необходимых для проведения этих мероприятий. Оспариваемые положения Требований не позволяют сделать вывод о возможности изъятия, осмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, без судебного решения.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемые нормативные положения противоречат правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека, Конституционным Судом Российской Федерации, поскольку ограничивают право на тайну телефонных переговоров, переписку без судебного решения, противоречат содержанию этих норм и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что выводы суда о законности оспариваемых положений Требований немотивированны. Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основано на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых нормативных положений, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2009 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Нетупского П.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
И.В.КРУПНОВ
Г.В.МАНОХИНА