Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.1998 N 22-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 1998 г. N 22-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСОВ ЛЕНИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА ОРЕНБУРГА
И ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА КЕМЕРОВО
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 21 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судей Г.А. Гаджиева и В.Д. Зорькина, проводивших на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запросов, установил:
1. В Ленинский районный суд города Оренбурга и Центральный районный суд города Кемерово поступили заявления прокуроров и ряда акционерных обществ о признании недействительными Постановлений Оренбургского городского Совета от 12 ноября 1996 года и от 11 декабря 1996 года, установивших местные сборы за реализацию газа и горюче - смазочных материалов, и решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 июля 1996 года, установившего сбор на содержание медицинских учреждений города Кемерово с покупки валюты и налог на оказание платных услуг стоянками автотранспорта.
Районные суды обратились в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которая, по их мнению, как содержащая исчерпывающий перечень местных налогов, противоречит статье 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации, определяющей, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Заявители полагают, что данный Закон не распространяется на органы местного самоуправления, поскольку они являются самостоятельными и не входят в систему органов государственной власти, и что вопросы введения местных налогов и сборов регулируются Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно пункту 2 статьи 6 которого местные финансы, установление местных налогов и сборов относятся к вопросам местного значения.
2. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемый нормативный акт. Для разрешения этого вопроса в данном случае имеет значение правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная им в Постановлении от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Как отмечается в Постановлении, в ряде статей Конституции Российской Федерации закреплен принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единства налоговой системы. Установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что следует из статей 71 (пункт "з"), 73 и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие "установление налогов и сборов" имеет иной юридический смысл.
Вопрос об определении правового содержания этого понятия применительно к местным налогам в Постановлении от 21 марта 1997 года не рассматривался. Однако изложенная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе местных. В частности, положение о том, что определение смысла понятия "установление налогов и сборов" возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, а также конституционного принципа единства экономического пространства, распространяется и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления. Отсюда следует, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом. Иное понимание смысла содержащегося в статье 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации понятия "установление местных налогов и сборов" противоречило бы действительному содержанию Конституции Российской Федерации.
Исчерпывающий характер перечня местных налогов, содержащегося в статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", вытекает и из Федерального закона от 25 сентября 1997 года "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно его статье 1 собственные доходы местного самоуправления - это налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить те местные налоги, которые перечислены в статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части 1). В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года указывается, что юридическое содержание конституционного института общих принципов налогообложения и сборов определяет Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него в том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации.
Таким образом, с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 1997 года, положения статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", устанавливающие исчерпывающий по своему характеру перечень местных налогов и сборов в качестве одного из общих принципов налогообложения и сборов, не свидетельствуют о наличии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемой в запросах судов нормы.
3. По смыслу статьи 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", запрос суда допустим в отношении той части закона и той правовой нормы, которая применена или подлежит применению в конкретном деле. Суд не вправе запрашивать мнение Конституционного Суда Российской Федерации о конституционности других норм этого закона.
Центральный районный суд города Кемерово просит проверить конституционность статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Между тем разрешение вопроса, поставленного перед судом прокурором города, о противоречии решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 июля 1996 года, которым введен сбор на содержание медицинских учреждений, указанному Закону связано с применением только содержащегося в подпункте "ж" пункта 1 статьи 21 положения, которым местным Советам предоставлено право вводить целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, при этом ставка сборов в год не может превышать для юридических лиц размера 3 процентов от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Прокурор города усматривает нарушение Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в том, что уже введенный на территории города целевой сбор на содержание милиции в размере 3 процентов от фонда заработной платы исчерпал предусмотренный размер ставки сборов, который не может быть увеличен. Установление подобного нарушения не связано с проверкой конституционности статьи 21 данного Закона.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 41 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запросов Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово как не являющихся допустимыми в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным запросам окончательно и обжалованию не подлежит.
3. В соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА