Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2003 N КАС03-239

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 мая 2003 г. N КАС 03-239

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 мая 2003 года гражданское дело по жалобе Иглина Алексея Владимировича о признании незаконными абзаца 2 пункта 1, абзацев 2 и 3 пункта 11 "Инструкции о дополнительных выплатах военнослужащим при переездах на новое место службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 10 августа 1999 года N 355, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 28 апреля 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации Герасимчика В.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Грубого И.А., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Кассационная коллегия

установила:

Иглин А.В. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой утверждает, что указанные положения Инструкции противоречат требованиям п. 3 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку закон в отличие от Инструкции не предусматривает в качестве обязательного условия выплаты военнослужащему подъемного пособия при переводе на новое место военной службы в другой населенный пункт в связи с назначением на воинскую должность - вступление военнослужащего в исполнение обязанностей по воинской должности.

Вышеуказанная норма закона, по мнению заявителя, также не предусматривает в качестве обязательного условия для выплаты подъемного пособия на членов семьи военнослужащего наличие регистрации их по месту жительства или по месту службы самого военнослужащего.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2003 года жалоба Иглина А.В. удовлетворена частично: абзац 2 пункта 1 и абзац 2 пункта 11 Инструкции признаны незаконными и не действующими с момента издания в части, устанавливающей одним из условий выплаты подъемного пособия военнослужащему и членам его семьи при переезде военнослужащего на новое место службы в другой населенный пункт, в связи с назначением на воинскую должность - вступление военнослужащего в исполнение обязанностей по воинской должности, на которую он назначен.

В удовлетворении жалобы в части установления условия выплаты подъемного пособия на членов семьи военнослужащего - их регистрацию по месту жительства военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы, отказано.

Не соглашаясь с таким решением, заявитель в кассационной жалобе просит о его отмене и удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. Поскольку, как считает заявитель, пунктом 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", во исполнение которого издана обжалуемая Инструкция, регистрация по месту жительства или месту пребывания членов семьи военнослужащего, переехавших на новое место военной службы военнослужащего, в качестве обязательного условия для выплаты на них подъемного пособия не предусмотрена. Кроме того, заявитель утверждает, что выплата подъемного пособия на членов семьи военнослужащего должна производиться в связи с их переездом на новое место службы военнослужащего или близлежащие от указанного места населенные пункты, то есть изменением места жительства. Далее в жалобе утверждается, что судом неправильно истолкован Закон РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года N 5242-1, поскольку в соответствии со ст. 3 указанного Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и законами РФ. Суд, по мнению автора кассационной жалобы, вопреки данному Закону признал допустимой зависимость выплаты подъемного пособия на членов семьи военнослужащего от наличия регистрации их по новому месту жительства.

Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 11 оспариваемой Инструкции выплата подъемного пособия на членов семьи военнослужащего, переехавших на новое место службы военнослужащего в другой населенный пункт, производится при условии их регистрации по месту жительства или пребывания, в том числе по их просьбе, по адресам воинских частей.

Данный Приказ издан в целях реализации требований Федерального закона "О статусе военнослужащих", в частности, в п. 3 ст. 13 которого определено, что при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность производится выплата подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты.

При этом Министр обороны РФ действовал в пределах своей компетенции и, вопреки мнению заявителя, не ограничил право военнослужащих и членов их семей на получение подъемного пособия, а напротив упорядочил механизм выплаты данного пособия, определив основанием для выплаты членам семьи военнослужащего, переехавшим на новое место службы военнослужащего, наличие регистрации по месту жительства и месту пребывания. Такое требование не только не нарушает конституционные права граждан, но и обязательно для всех граждан, в том числе и для военнослужащих и членов их семей согласно ст. 3 Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Вышеназванной нормой предусмотрен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в целях обеспечения необходимых условий для реализации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, закрепляя тем самым обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства.

Таким образом, регистрация является обязанностью каждого гражданина, а не только членов семей военнослужащих, переехавшим на новое место службы военнослужащего, как ошибочно утверждается в кассационной жалобе. Во исполнение данного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" от 17 июля 1995 г. N 713, в ст. 23 которого закреплена обязанность военнослужащих регистрироваться по месту их жительства - на общих основаниях либо по их просьбам по адресам воинских частей.

Основной целью установления регистрации членов семей военнослужащих при переезде на новое место службы военнослужащих в качестве обязательного условия для выплаты им подъемного пособия является обеспечение контроля за правильным и целевым использованием денежных средств на расходы при переездах, как это записано в самом оспариваемом Приказе Министра обороны РФ, в связи с чем ссылка заявителя на допущенные в отношении него и членов его семьи нарушения прав и свобод не может быть признана обоснованной.

С учетом изложенного, требования Иглина А.В. о признании незаконными абзацев 2 и 3 пункта 11 оспариваемой Инструкции не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Иглина А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 25.01.2007 N ГКПИ06-1623, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных норм Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баландина Игоря Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 24.10.2013 N АКПИ13-809, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 11, подпункта "г" пункта 19, подпункта "е" пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 15.05.2006 N ГКПИ06-240, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующими пунктов 6 и 9 Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759>
Ошибка на сайте