Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2006 N 249-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2006 г. N 249-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ГУНЬКИНА ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 4 СТАТЬИ 29
И ПУНКТА 6 СТАТЬИ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.Д. Гунькина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Д. Гунькин оспаривает конституционность положений пункта 4 статьи 29 и пункта 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из представленных материалов, В.Д. Гунькин не согласен с размером пенсии по старости, исчисленной на 31 декабря 2001 года комиссией по пенсионным вопросам управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Липецка по нормам Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", в частности с тем, что его трудовой стаж исчислен в календарном порядке и составил 40 лет, ИКП (индивидуальный коэффициент пенсионера) ограничен размером 1,2, а также с тем, что при расчете пенсии применена утвержденная Правительством Российской Федерации среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за III квартал 2001 года.
С 1 января 2002 года его пенсия была пересчитана в соответствии с положениями вступившего в силу с этой даты Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; ее размер остался прежним. В связи с представлением дополнительных документов об увеличении страхового стажа до 45 лет и, соответственно, стажевого коэффициента с 70 до 75 процентов пенсия заявителю с 1 марта 2003 года увеличена. В 2005 году он обратился в Правобережный районный суд города Липецка с исковыми требованиями о пересмотре решения органа Пенсионного фонда Российской Федерации 2001 года и о перерасчете пенсии с учетом заработка за 2000 год и шесть месяцев 2001 года. Решением от 20 июля 2005 года суд отказал в удовлетворении его исковых требований, как не основанных на нормах Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По мнению гражданина В.Д. Гунькина, его пенсия по старости, определенная в 2001 году по нормам Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", пересмотрена незаконно; при рассмотрении его дела судом общей юрисдикции Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" необоснованно придана обратная сила, что вступает в противоречие со статьями 54 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. В то же время, оспаривая нормы пункта 4 статьи 29 и пункта 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", он не указал, в чем проявляется их несоответствие положениям Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Федерального конституционного закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
2.1. Вопросы, связанные с назначением, выплатой, перерасчетом и индексацией трудовых пенсий, в настоящее время регулируются вступившим в силу с 1 января 2002 года Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно пункту 4 статьи 29 которого в случае, если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами данного Федерального закона размер пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления данного Федерального закона в силу, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере. Снижение уровня пенсионного обеспечения граждан, установленного в соответствии с ранее действовавшим законодательством, названным Федеральным законом не допускается. Не представлено документальных свидетельств такого снижения и при пересмотре с 1 января 2002 года пенсии гражданина В.Д. Гунькина.
Норма пункта 4 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" направлена на сохранение более высокого размера пенсии, установленной в соответствии с ранее действовавшим законодательством, и не затрагивает конституционное право заявителя на социальное обеспечение, в связи с чем его жалоба в этой части не соответствует требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2.2. Положения пункта 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают общий порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц и исчисления трудовой пенсии, устанавливая при этом гарантии для лиц, пенсии которым были назначены до его вступления в силу. В частности, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 1 - 5 данной статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия. Таким образом, указанная норма предполагает возможность выбора наиболее благоприятного способа оценки пенсионных прав пенсионера и также не затрагивает конституционное право заявителя на социальное обеспечение.
Оценка же осуществленного судом выбора нормативных актов, положенных в основу принятых по делу заявителя решений, как и проверка правильности его пенсионного обеспечения, в том числе по нормам Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" при пересмотре пенсии на 31 декабря 2001 года, в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленные в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входят.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гунькина Василия Дмитриевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ