Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2011 N КАС11-277
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2011 г. N КАС11-277
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Крупнова И.В., Меркулова В.П.,
при секретаре Л.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф., Х. о признании частично недействующими пункта 7 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794, пунктов 39, 39.3 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41,
по кассационной жалобе Ф., Х. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2011 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя заявителей - В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Правительства Российской Федерации и Федеральной миграционной службы О., Ш., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. 794 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство (далее - Положение). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации N 45, 11 ноября 2002 г., "Российской газете" от 13 ноября 2002 г.
Подпунктом "в" пункта 7 Положения установлено, что лица, получившие разрешения на временное проживание по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 3 и 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, помимо документов, перечисленных в пункте 6 названного Положения, представляют свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги), имеющего (имеющей) гражданство Российской Федерации.
Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (далее - Административный регламент). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 г., регистрационный номер 11525 и опубликован в "Российской газете" 14 мая 2008 г.
Пунктами 39 и 39.3 Административного регламента предусмотрено, что иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты и состоящий в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, одновременно с документами, указанными в пункте 38 Административного регламента, представляет свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги).
Ф., Х. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими частично пункта 7 Положения и пунктов 39, 39.3 Административного регламента, предусматривающих предоставление для получения вида на жительство свидетельства о браке и паспорта супруга.
В обоснование требования указали, что оспариваемые ими в части нормативные положения расширяют перечень оснований отказа в выдаче вида на жительство, а также лишают иностранного гражданина, брак которого в установленном порядке прекращен, или когда у супруга отсутствует регистрация по месту жительства, права на получение вида на жительство. Обязав иностранного гражданина предоставлять для получения вида на жительство свидетельство о браке и паспорт супруга, Правительство Российской Федерации и Федеральная миграционная служба вышли за пределы предоставленных им федеральным законодателем компетенции, установили дополнительные требования для получения вида на жительство, чего делать были не вправе.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2011 г. в удовлетворении заявленного требования отказано. В кассационной жалобе Ф., Х. просят об отмене решения суда, ссылаясь на его необоснованность, и рассмотрении заявления по существу. Указали, что оспариваемые ими нормативные положения расширяют установленный законодательством перечень оснований отказа в выдаче вида на жительство и лишают иностранных граждан, брак которых в установленном порядке был расторгнут, права на получение вида на жительство.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 8 названного Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ установлено, что порядок выдачи вида на жительство, форма заявления о выдаче вида на жительство, порядок подачи заявления, а также перечень документов, предъявляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (в редакции, действовавшей на момент издания Положения - Правительством Российской Федерации).
Во исполнение приведенного законоположения Правительство Российской Федерации утвердило оспариваемое Положение, которым установило порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, а также перечень документов, необходимых для выдачи иностранному гражданину вида на жительство.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, а отдельным категориям иностранных граждан такое разрешение выдается без учета квоты.
Статьями 2, 8 Федерального закона определено, что вид на жительство - это документ определенного срока действия, который выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации.
Как отмечено выше, оспоренным пунктом 7 Положения предусмотрено, что лица, получившие разрешения на временное проживание по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 3 и 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, помимо документов, перечисленных в пункте 6 названного Положения, представляют свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги), имеющего (имеющей) гражданство Российской Федерации. Пункты 39 и 39.3 Административного регламента корреспондируют пункту 7 Положения.
Из буквального содержания этих норм следует, что при подаче заявления о выдаче вида на жительство свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги) представляет иностранный гражданин, состоящий в браке с гражданином Российской Федерации. Таким образом, при подаче заявления о выдаче вида на жительство свидетельство о браке представляет иностранный гражданин, чей брак в установленном порядке на момент обращения с указанным заявлением не прекращен (не расторгнут).
В случае если брак иностранного гражданина после выдачи разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты расторгнут, информация об этом должна быть указана в графе 11 заявления о выдаче вида на жительство, с указанием номера свидетельства о расторжении брака и места его выдачи. При этом представление самого свидетельства о расторжении брака оспариваемыми Положением и Административным регламентом не предусмотрено.
Проанализировав оспариваемые заявителями нормы Положения и Административного регламента, суд обоснованно исходил из того, что указанное в оспариваемых нормах требование о предоставлении лицом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, свидетельства об браке и паспорта супруга установлено Правительством Российской Федерации с учетом правового статуса супругов, определяемого семейным законодательством, особенностей правового положения иностранных граждан, состоящих в браке с российскими гражданами, соответствует требованиям действующего законодательства, не является произвольным и не ограничивают право иностранного гражданина на подачу в органы ФМС заявления и документов для выдачи вида на жительство в случаях, когда у супруга (супруги) данной категории лиц отсутствует регистрация по месту жительства, а также в случае расторжения брака, на основании которого лицо получило разрешение на временное проживание без учета квоты.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что возложение на иностранного гражданина обязанности по предоставлению для получения вида на жительство свидетельства о браке и паспорта супруга (супруги) привело к расширению перечня оснований отказа в выдаче вида на жительство, не соответствуют действительности.
В статье 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ установлены основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно подпункту 12 пункта 1 приведенной статьи вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если иностранный гражданин заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным.
Таким образом, расторжение брака либо отсутствие регистрации у супруга иностранного гражданина согласно оспариваемым заявителями нормам Положения и Административного регламента не являются основанием для отказа в выдаче вида на жительство.
Не противоречит действующему законодательству и не устанавливает дополнительные требования, как ошибочно утверждают заявители, и указание в оспариваемом пункте 7 Положения на подпункт 4 пункта 3 статьи 6 названного Федерального закона, предусматривающего выдачу разрешения на временное проживание иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации без учета квоты.
Правильным является вывод о том, что оспариваемые Положение и Административный регламент приняты в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации и Федеральной миграционной службы полномочий, пункт 7 Положения и пункты 39 и 39.3 Административного регламента не противоречат действующему законодательству и прав заявителей не нарушают.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут быть основанием к отмене решения суда.
Нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанции правильно в соответствии с их содержанием, оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда в кассационном порядке Кассационной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ф., Х. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
И.В.КРУПНОВ
В.П.МЕРКУЛОВ