Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2007 N КАС07-454
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2007 г. N КАС07-454
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Горшкова В.В.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Еруслановой Наталии Юрьевны о признании частично недействующим абзаца 2 пункта 2.1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 г. N 294 "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации"
по кассационной жалобе Еруслановой Н.Ю. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ Кузнецовой Е.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Кассационная коллегия
установила:
в целях реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа предусмотрено, что решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 года лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии.
В том случае если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005 года, не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 г.
Ерусланова Н.Ю. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 2.1 Приказа в части слов: "если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 г.".
В заявлении указала, что является дочерью участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, родившейся после радиоактивного облучения отца, получала льготы и компенсации в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ льготы и компенсации были заменены возмещением вреда и мерами социальной поддержки, в связи с чем у нее возникло право с 1 января 2005 года на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в размере 500 рублей.
Однако на основании оспариваемой нормы Приказа такая выплата была назначена ей с 23 марта 2006 года, со дня обращения ее родителей с соответствующим заявлением в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
По мнению заявительницы, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает ее право на получение социальной поддержки, установленное законом, со дня введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, то есть с 1 января 2005 года.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Ерусланова Н.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
В заявлении указала, что в рамках длящихся правоотношений по получению льгот при переходе к новой форме их предоставления для лиц, ранее получавших эти льготы, заявительный характер для получения льгот в новой форме не установлен.
Однако Министерство здравоохранения и социального развития РФ вместо "порядка" осуществления выплаты ЕДВ установило обязательный заявительный характер обращения с соответствующим заявлением в орган Пенсионного фонда РФ в срок до 31 декабря 2005 года, что, по мнению заявительницы, является препятствием для его получения с 1 января 2005 года (с даты предоставления ЕДВ).
Полагает, что орган Пенсионного фонда сам должен был перейти на ЕДВ вместо "пакета" получаемых ею льгот и назначить ей ЕДВ с 1 января 2005 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Как отметил суд первой инстанции в своем решении, статьей 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в установленных размерах.
Данная мера социальной поддержки была введена Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2005 года, который предусмотрел замену ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном виде, соответствующей денежной компенсацией (выплатой).
На федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, каковым является Минздравсоцразвития России, пунктом 6 статьи 27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возложено определение порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с компетенцией, предоставленной указанным Федеральным законом, Министерством здравоохранения и социального развития РФ Приказом от 30 ноября 2004 года N 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что оспариваемые положения Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты соответствуют положениям федерального законодательства.
Согласно пункту 8 Порядка граждане подают письменные заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства (пребывания, фактического проживания), что соответствует ст. 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в которой установлено, что государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично, опекуна, попечителя, другого законного представителя.
В соответствии с пунктом 14 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что в целях упрощения процедуры назначения ежемесячной денежной выплаты и оказания помощи гражданам в предоставлении необходимых документов для назначения ЕДВ Пенсионный фонд Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стали заключать соглашения о проведении совместных мероприятий по обмену необходимой информации (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 ноября 2004 г. N 195).
В случае, если органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках указанных соглашений удалось передать всю необходимую информацию, решение о назначении ЕДВ согласно п. 2.1 Приказа от 30 ноября 2004 г. N 294 осуществлялось на основании тех данных, которые поступили от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Если же такие сведения до 1 января 2005 года не были представлены в Пенсионный фонд РФ, но гражданин, имеющий право на ЕДВ, подал соответствующее заявление до 31 декабря 2005 года, то ему соответственно, как правильно указано в решении суда, ЕДВ будет назначена с даты вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, то есть с 1 января 2005 года.
Вывод суда о том, что оспариваемые положения Приказа не нарушают права получателей ЕДВ, а напротив, устанавливают определенную льготу в вопросе о сроках подачи соответствующего заявления и даты начала выплаты ЕДВ, гражданам предоставлена возможность в течение годичного срока обратиться с соответствующим заявлением и при этом получать выплату с первого дня ее введения законом, следует признать правильным.
Данные положения полностью согласуются с положениями ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Вместе с тем гарантия государства на социальное обеспечение не означает безусловное, не зависящее от воли гражданина предоставление всего перечня льгот, предусмотренных законом, а способствует в реализации гражданином предоставленных ему прав, в том числе и на выплату ЕДВ.
Довод заявительницы в кассационной жалобе на нарушение своих конституционных прав в связи с ограничением возможности получения ЕДВ по причине несвоевременного обращения ее родителей с заявлением в орган Пенсионного фонда РФ не может служить поводом к отмене решения суда.
Вопрос о возможности получения ЕДВ со дня введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, то есть за период с 1 января 2005 г., в случае несвоевременной выплаты, возникших как по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты, так и по причине несвоевременного предъявления заявления при возникновении к тому оснований, разрешается судами общей юрисдикции с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного дела.
Таким образом, суд обоснованно признал, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда РФ от 19 июня 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Еруслановой Н.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.В.ГОРШКОВ