Определение Верховного Суда РФ от 06.07.2010 N КАС10-311
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2010 г. N КАС10-311
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Федина А.И.,
членов коллегии - Манохиной Г.В., Зыкина В.Я.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Богданова А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующим пункта 1 Инструкции о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 ноября 2005 года N 665,
по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2010 года, которым в удовлетворении заявления Б. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения заявителя Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Федеральной службы безопасности Российской Федерации Г. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Богданова А.Г., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с названным заявлением, полагая, что пункт 1 Инструкции о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 ноября 2005 года N 665 (далее - Инструкция), в части слов "пригодными для постоянного или временного проживания" противоречит части 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Оспариваемые положения Инструкции, указал в заявлении Б., препятствуют получению им денежной компенсации за наем жилого помещения, поскольку он, являясь зарегистрированным и условно пользуясь жилым помещением, размером ниже учетных норм, вынужденно за плату снимает другое жилье. Между тем из названной части статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", по мнению заявителя, следует, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, воинские части производят выплату денежной компенсации вне зависимости от обеспеченности жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2010 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Б., утверждая о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит судебное постановление отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы он указывает на то, что содержащаяся в пункте 1 Инструкции неоднозначность толкования данной нормы в части слов "жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания" позволяет командованию в нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" отказывать в выплате компенсации нуждающимся в жилом помещении военнослужащим на основании наличия у них права пользования другим помещением, размер которого составляет ниже учетных норм.
Кроме того, по мнению Б., в оспариваемом пункте Инструкции, больше подходящем для регулирования жилищных отношений общего субъекта жилищного права, не учтен особый характер обязанностей, возложенных на военнослужащих, что предусматривает предоставление им социальных гарантий и компенсаций как специальному субъекту права.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит решение законным по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, на основании пункта 6 статьи 12 ЖК РФ отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года N 960, она издает самостоятельно на основании и во исполнение федерального законодательства и настоящего Положения правовые акты, в том числе совместно или по согласованию с руководителями федеральных органов исполнительной власти, организует проверку их исполнения.
Согласно пункту 1 Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 ноября 2005 года N 665, настоящий Приказ во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909) порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".
При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая Инструкция издана в пределах предоставленных Федеральной службе безопасности Российской Федерации полномочий.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим-гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения таких военнослужащих или по их желанию ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация. В указанном порядке денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу, или бронируются жилые помещения при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Содержание названных правовых норм указывает на то, что условием выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений является необеспеченность их жилыми помещениями по месту военной службы, что служит дополнительной гарантией их социальной защиты при переводе к новому месту военной службы.
При этом, вопреки утверждению заявителя, часть 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не устанавливает минимальный размер жилой площади или общежития, дополнительно предоставляющий право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим органов федеральной службы безопасности - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту (последнему месту) их военной службы.
Из этого следует, что содержащееся в оспариваемом пункте положение о том, что компенсация не подлежит выплате в случае обеспеченности военнослужащего жилыми помещением (независимо от размера этого помещения и характера проживания) непосредственно вытекает из действующего законодательства, не противоречит ему и не содержит неопределенности в толковании.
С учетом изложенного, суждение в жалобе о том, что оспариваемое положение не учитывает особый характер обязанностей, возложенных на военнослужащих, что предусматривает предоставление им социальных гарантий и компенсаций как специальному субъекту права, является несостоятельным.
При таких данных доводы заявителя о несоответствии Федеральному закону "О статусе военнослужащих" оспариваемых положений несостоятельны, а вывод суда о законности пункта 1 Инструкции является правильным, в связи с чем кассационная жалоба Б. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.Я.ЗЫКИН
Г.В.МАНОХИНА