Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 N 347-О-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2008 г. N 347-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЕСЕНОВА РАВИЛЯ КАСПОЛАТОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 28.2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
рассмотрев по требованию гражданина Р.К. Есенова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданину Р.К. Есенову - инвалиду II группы в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" до 1 января 2005 года предоставлялась 50-процентная скидка на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от социальной нормы занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг. В связи с дополнением Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" статьей 28.2 (Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), в соответствии с которой полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг были переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а объем средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации на финансирование расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, определяется исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, скидка на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Р.К. Есенову с 1 января 2005 года стала предоставляться с учетом социальной нормы занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Р.К. Есенов утверждает, что изменение статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правового регулирования предоставления инвалидам скидки на оплату жилья и коммунальных услуг препятствует реализации ими права на льготы, предусмотренные статьей 17 названного Федерального закона, и отменяет льготы без равноценной компенсации, что противоречит статье 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации и нарушает его конституционные права.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Р.К. Есеновым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка оказания такой поддержки осуществляется, исходя из специфики конкретных правоотношений, законодателем. Система социальной защиты инвалидов установлена Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 17 которого предусмотрена 50-процентная скидка на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Принятые в рамках реформирования системы социальной защиты населения Федеральные законы от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ изменили условия предоставления ряда мер социальной защиты инвалидов, в том числе установленных статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также исключили часть мер, предоставлявшихся ранее инвалидам, одновременно предусмотрев для них ежемесячную денежную выплату в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности (статья 28.1 названного Федерального закона). Тем самым законодатель предусмотрел компенсаторный механизм с целью установления соответствующего возмещения, что согласуется с принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).
Таким образом, изменение правового регулирования предоставления мер социальной поддержки инвалидам не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Как следует из материалов, приложенных к жалобе Р.К. Есенова, скидка по оплате жилья и коммунальных услуг - с учетом федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и федерального стандарта социальной нормы площади жилья - ему предоставляется. Разрешение же вопроса о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг исходя из общего объема потребления, на чем фактически настаивает заявитель, а также оценка достаточности ежемесячной денежной выплаты к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Есенова Равиля Касполатовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.ХОХРЯКОВА