Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2003 N КАС03-183

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 мая 2003 г. N КАС03-183

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Толчеева Н.К., Петроченкова А.Я.,

с участием прокурора Грубого И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 мая 2003 года гражданское дело по жалобе К. о признании незаконным п. 11 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" от 6 сентября 1998 года N 1054, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской федерации от 4 марта 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я. и заключение прокурора Грубого И.А., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Кассационная коллегия

установила:

К. В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой поставил вопрос о признании незаконным п. 11 вышеуказанных Правил, поскольку оспариваемым нормативно-правовым актом нарушаются его конституционные права и свободы, закрепленные в ст. 7 Всеобщей декларации прав и свобод человека от 10 декабря 1948 года, ч. 2 ст. 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ. Кроме того, по мнению К., оспариваемой нормой нарушается его право на жилье, продекларированное в ч. ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ и п. п. 1 и 8 ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", согласно которым государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений, в том числе с учетом права на дополнительную площадь. При этом заявитель обращает внимание на то, что данная норма закона лишает военнослужащих, имеющих жилье по установленным нормам, улучшить жилищные условия и реализовать свое право на дополнительную жилую площадь.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 года К. отказано в удовлетворении жалобы.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения Верховного Суда РФ, ссылаясь на его незаконность. По его мнению, оспариваемый нормативно-правовой акт в том смысле, который ему придается сложившейся правоприменительной практикой, нарушает его право на жилье, а также основные права и свободы, предусмотренные ст. ст. 2, 15, 19, ч. ч. 1 и 2, 35, ч. ч. 1 и 2, 40, ч. ч. 1 и 2, ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 ЖК РСФСР сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь, а порядок и условия предоставления этой дополнительной жилой площади устанавливается действующим законодательством. Определенным категориям военнослужащих в качестве льготы также разрешено получать дополнительную жилую площадь. Так, на основании п. 8 ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу по контракту, занимающиеся научной либо преподавательской деятельностью, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.

Данная норма позволяет вышеназванным военнослужащим получать дополнительную площадь, помимо социальной нормы, установленной законодательством субъектов Российской Федерации, но она не является основанием для признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как эти вопросы регулируются только жилищным законодательством, о чем прямо указано в ст. 15 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих".

Так, статья 28 ЖК РСФСР определяет, что правом на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищных фондов наделены граждане, в установленном законом порядке признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий приведен в статье 29 ЖК РСФСР.

В жилищном законодательстве не имеется нормы, позволяющей признавать граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий только на том основании, что они не имеют дополнительной жилой площади при наличии на нее права. Право на дополнительную площадь может быть реализовано при предоставлении жилья в случае признания гражданина нуждающимися в улучшении жилищных условий на основаниях, предусмотренных ст. 29 ЖК РСФСР.

Что же касается действий Правительства РФ, то оно, издавая оспариваемое Постановление, действовало в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статьей 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ)

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", принимая соответствующее Постановление, утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

С учетом изложенного требования К. о признании незаконным п. 11 оспариваемых Правил удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ч.П. и Ч.Ю. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 4 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 16 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Феникс-М" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 7 статьи 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и статьей 52 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N ГКПИ08-2365, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим пункта 9 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 N 535>
"По жалобе гражданки Ф. на нарушение ее конституционных прав статьей 144 Семейного кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте