Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.12.2025 N АПЛ25-355
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2025 г. N АПЛ25-355
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Зинченко И.Н., Якимова А.А.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Е. о признании недействующим пункта 18 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441,
по апелляционной жалобе Е. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2025 г. по делу N АКПИ25-591, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя административного истца А., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителей Правительства Российской Федерации Г. и К. относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., которая полагала апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441, опубликованным в Собрании законодательства Российской Федерации 10 января 2000 г., N 2, в "Российской газете" 13 января 2000 г., утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Положение).
Указанное постановление, исходя из его преамбулы, принято в соответствии со статьями 11 и 17 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности).
Положение действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 386 и содержит разделы: I. Общие положения (пункт 1), II. Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе (пункты 2 - 32), III. Добровольная подготовка граждан к военной службе (пункты 33 - 35).
Согласно пункту 1 Положения подготовка граждан Российской Федерации (далее - граждане) к военной службе организуется в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Законом о воинской обязанности, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положением и иными нормативными правовыми актами. Подготовка граждан к военной службе предусматривает обязательную и добровольную подготовку.
Пунктом 18 Положения закреплено, что военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в учебных пунктах, а также военно-патриотических молодежных и детских объединениях.
Е. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации пункт 18 Положения по мотивам противоречия статьям 11 - 14 Закона о воинской обязанности и нарушения его права на образование в связи с достижением им возраста восемнадцати лет в период обучения в школе и возможностью призыва на военную службу до получения основного общего образования. Административный истец ссылался на то, что оспариваемая норма содержит правовую неопределенность, поскольку позволяет призывным комиссиям делать вывод о получении обязательной подготовки гражданина к военной службе в объеме, предусмотренном данной нормой.
В административном исковом заявлении указано, что в период призыва граждан на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, осуществлявшегося с 1 апреля 2025 г., в отношении Е. была проведена военно-врачебная экспертиза, установлена категория годности Б-3, выдана повестка на прохождение призывной комиссии 26 июня 2025 г., несмотря на то что он являлся учеником 9 класса общеобразовательной школы, предполагаемая дата окончания обучения - 31 августа 2025 г.
Правительство Российской Федерации заявленное требование не признало, полагая, что Положение издано в пределах предоставленных полномочий, в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2025 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Е. просит данное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению административного истца, выводы суда первой инстанции ошибочны вследствие неприменения закона, подлежащего применению, неправильного истолкования закона, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Российской Федерации указало, что решение суда является законным и обоснованным, принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Отказывая Е. в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции верно сделал вывод о том, что по настоящему административному делу такое основание для признания Положения в оспариваемой части не действующим отсутствует.
Закон о воинской обязанности, осуществляющий правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в пункте 2 статьи 11 закрепляет, что обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о наличии у Правительства Российской Федерации компетенции по принятию Положения согласуется с приведенной нормой, с пунктом 2 статьи 17 Закона о воинской обязанности, а также со статьей 23 ранее действовавшего Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 действующего с 6 ноября 2020 г. одноименного Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ. Несоблюдения требований к процедуре принятия, правилам введения в действие оспариваемого нормативного правового акта не установлено.
Статьи 11 - 14 Закона о воинской обязанности, на противоречие которым пункта 18 Положения ссылается Е. в административном иске и апелляционной жалобе, регламентируют соответственно обязательную подготовку гражданина к военной службе, получение гражданами начальных знаний в области обороны, подготовку граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций, военно-патриотическое воспитание граждан.
В силу пункта 1 статьи 11 указанного закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское обследование, медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор.
В соответствии со статьей 12 названного закона федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Статьей 13 поименованного закона определено, что до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов (пункт 1). Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2).
Согласно статье 14 Закона о воинской обязанности Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых данным федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан (пункт 1). Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, общественно-государственных организациях, осуществляющих военно-патриотическое воспитание и участвующих в развитии военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву. Положение об указанных объединениях утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2). Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств (пункт 3).
Из приведенных законоположений следует, что наряду с такими элементами обязательной подготовки граждан к военной службе, как получение начальных знаний в области обороны, подготовка по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций, федеральный законодатель выделяет военно-патриотическое воспитание как составную часть обязательной подготовки граждан к военной службе. При этом положений, которые бы не допускали проведение военно-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего образования, Закон о воинской обязанности, включая указанные административным истцом нормы, не содержит.
Осуществляя предоставленное пунктом 2 статьи 11 названного закона полномочие, Правительство Российской Федерации, вопреки утверждению Е., вправе было установить, что военно-патриотическое воспитание проводится в том числе в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего образования.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что пункт 18 Положения в полной мере согласуется со статьями 11 - 14 Закона о воинской обязанности, не устанавливает нормы о призыве на военную службу, не содержит ограничений относительно предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
Отсутствует и иной нормативный правовой акт большей юридической силы, который бы предусматривал отличное от оспариваемого правовое регулирование.
Ссылка в апелляционной жалобе на несоответствие пункта 18 Положения нормам Конституции Российской Федерации не может свидетельствовать о незаконности решения суда, поскольку в силу части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" проверка конституционности нормативных актов Правительства Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Установив, что Положение, принятое полномочным государственным органом исполнительной власти, в оспариваемой части нормативным правовым актам большей юридической силы не противоречит, суд первой инстанции верно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал Е. в удовлетворении административного иска.
Предусмотренных статьей 310 указанного кодекса оснований для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2025 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Члены коллегии
И.Н.ЗИНЧЕНКО
А.А.ЯКИМОВ