Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 495-О-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2008 г. N 495-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
БОРИСОВОЙ ТАТЬЯНЫ РАФАИЛОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 11
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ
ПУНКТА 27 ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫДАЧЕ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ
И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА РАЗРЕШЕНИЯ
НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы Т.Р. Борисовой,
установил:
1. Гражданка Украины Т.Р. Борисова в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и абзаца второго пункта 27 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года N 789).
По мнению заявительницы, указанные нормативные положения, не допуская для иностранного гражданина возможность по своему усмотрению изменять место временного проживания как в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на временное проживание, так и вне его пределов, противоречат статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на выбор места жительства, а также ряду международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
2. Из статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, вытекает, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством.
Одним из таких специальных актов является Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который, как указано в его статье 1, определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Названный Федеральный закон устанавливает правила и процедуру получения иностранными гражданами (лицами без гражданства) разрешений на временное проживание, основания их аннулирования, а также порядок и условия временного проживания этих лиц на территории Российской Федерации. Его статья 11, закрепляя в пункте 1 право иностранных граждан (лиц без гражданства) на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение, вместе с тем определяет особенности реализации данного права отдельными категориями иностранных граждан (лиц без гражданства). Так, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, согласно пункту 2 данной статьи, не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Принятым во исполнение предписания пункта 8 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года N 789 утверждено Положение о выдаче разрешений на временное проживание иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории Российской Федерации, которое регламентирует и детализирует соответствующие процедуры, уточняет права и обязанности иностранных граждан (лиц без гражданства) при обращении с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, а также территориальных органов Федеральной миграционной службы при осуществлении ими своих полномочий. Согласно названному Положению иностранный гражданин (лицо без гражданства), прибывший на территорию Российской Федерации, обязан обратиться в территориальный орган Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней для оформления разрешения на временное проживание (пункт 22); разрешение на временное проживание выдается на 3 года (пункт 24).
Иностранный гражданин (лицо без гражданства), получивший такое разрешение, предупреждается о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" он не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Данное нормативное предписание содержится в абзаце втором пункта 27 Положения, которым регулируются не права иностранных граждан, а полномочия должностных лиц территориального органа Федеральной миграционной службы, обязанных при выдаче иностранному гражданину (лицу без гражданства) разрешения на временное проживание разъяснять правовой статус лица, получившего разрешение на временное проживание, основания его аннулирования а также обязанность ежегодно подавать в территориальный орган Федеральной миграционной службы уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением необходимых документов.
Как следует из жалобы Т.Р. Борисовой и приложенных материалов, 14 июня 2007 года управлением Федеральной миграционной службы по городу Москве заявительнице было выдано разрешение на временное проживание на территории Москвы, и она была предупреждена о необходимости соблюдать порядок временного проживания в Российской Федерации, что подтверждается распиской от 16 августа 2007 года. Не обращаясь в территориальные органы Федеральной миграционной службы с заявлением об изменении места временного проживания, Т.Р. Борисова по собственному желанию избрала местом временного проживания Московскую область. За нарушение требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" она к ответственности не привлекалась, а представленная ею расписка не может рассматриваться как документ, подтверждающий, что эта норма применена или подлежит применению в конкретном деле.
Следовательно, данная жалоба не отвечает критерию допустимости обращений, как он определен в статьях 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в силу которых Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод законом, если этот закон затрагивает конституционные права и свободы граждан и применен или подлежит применению в деле заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Борисовой Татьяны Рафаиловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ