Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 05.12.2000 N КАС00-464

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 декабря 2000 г. N КАС 00-464

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании 5 декабря 2000 года гражданское дело по кассационной жалобе представителей председателя Исполкома Движения "В поддержку армии" П. и Д. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2000 года, которым частично удовлетворена жалоба председателя Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" И. на отдельные положения Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1093.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения представителей председателя Исполкома Движения "В поддержку армии" П. и Д., заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тумбасова А.А., полагавшего жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанными требованиями, поскольку считает, что п. 10 названного Постановления Правительства РФ, которым оно введено в действие с 1 января 1994 года, противоречит Постановлению Верховного Совета РФ от 22 января 1993 года N 4339-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О статусе военнослужащих", которым данный Закон введен в действие с 1 января 1993 года.

В дополнениях к жалобе представители заявителя просили признать, что п. 3 Постановления Правительства РФ противоречит п. 4 ст. 16 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года, поскольку этим пунктом предусмотрено, что военнослужащие и члены их семей во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом за плату, тогда как в приведенном пункте ст. 16 нового Закона установлено, что военнослужащие в таких случаях оплачивают 25 процентов, а члены их семей 50 процентов стоимости путевки.

Кроме того, в ст. 16 Закона предусматривается, что военнослужащие и члены их семей обеспечиваются, помимо санаторно-курортного и других видов лечения, также отдыхом в пансионатах и детских оздоровительных лагерях, тогда как п. 3 названного Постановления Правительства РФ это не предусмотрено.

Пункт 6б Постановления Правительства РФ, по их мнению, противоречит п. 5 ст. 16 этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 данной статьи, распространены также на военнослужащих при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по перечисленным в Законе основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Рассмотрев дело по существу, суд первой инстанции частично удовлетворил требования заявителей о признании незаконными п. п. 3 и 6 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 года N 1093. В то же время суд отказал в требовании о признании незаконным п. 10 вышеназванного Постановления.

В кассационной жалобе представители председателя Исполкома Движения "В поддержку армии", не соглашаясь с решением, полагают, что судом необоснованно допущен к участию в деле в качестве представителя Правительства подполковник юстиции Ткаченко И.В. в связи с тем, что на него не оформлена надлежащим образом доверенность от Председателя Правительства РФ.

По мнению автора жалобы, в судебном заседании неправомерно участвовал представитель Главной военной прокуратуры, а не Генеральной прокуратуры РФ.

Кроме того, судья безосновательно исключил из числа ответчиков Президента РФ и Министра юстиции РФ.

Также в жалобе отмечается, что судья не вправе был рассматривать это дело единолично, поскольку от заявителей было ходатайство о рассмотрении его коллегиально, а при вынесении решения судья, удаляясь в совещательную комнату, не взял с собой протокол судебного заседания.

В заключении жалобы заявители просят решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2000 года в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и недействительным пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1093 отменить и вынести новое решение, удовлетворив все требования, содержащиеся в жалобе.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В жалобе выдвигается требование о признании незаконным вышеназванного Постановления с момента его издания в силу того, что оно противоречило п. 4 ст. 16 Закона РФ "О статусе военнослужащих", введенного в действие с 1 января 1993 года. Однако это Постановление по своему содержанию соответствует тексту Закона.

Что же касается даты введения в действие Постановления - 1 января 1994 года, то это обстоятельство не является основанием для признания его незаконным, в частности п. 10 Постановления, поскольку отсутствие нормативного акта органа исполнительной власти не приостанавливало действие Закона РФ "О статусе военнослужащих" 1993 года, который в 1998 году утратил силу, и в настоящее время действует Закон в редакции 1998 года.

Нельзя согласиться с доводами заявителей о незаконности участия в судебном заседании представителя ответчика и прокурора.

Из материалов дела видно, что согласно распоряжению заместителя Председателя Правительства РФ В.И. Матвиенко, которая действовала в пределах своих полномочий, предусмотренных п. 1 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 950 "О порядке назначения представителей интересов Правительства РФ в судах", Министерству обороны РФ как органу исполнительной власти было поручено представлять его интересы в суде.

В соответствии с п. 2 вышеназванного Постановления первым заместителем Министра обороны РФ была оформлена надлежащим образом доверенность на Ткаченко И.В., который правомерно был допущен судом к участию в качестве представителя Правительства РФ.

Что же касается довода П. о незаконности участия Грибова О.В. в качестве прокурора в судебном заседании, то с этим нельзя согласиться, поскольку каких-либо ограничений участия прокуроров Главной военной прокуратуры в судебных заседаниях Военной коллегии Верховного Суда РФ не содержится. При назначении дела было направлено уведомление заместителю Генерального прокурора РФ - Главному военному прокурору о направлении представителя для участия в судебном заседании. Более того, Главная военная прокуратура не только входит в структуру Генеральной прокуратуры, но и действует на основании единого Закона "О прокуратуре РФ".

Суд обоснованно не привлек в качестве соответчиков по делу Президента РФ и Министерство юстиции РФ, поскольку к тому не имелось оснований, так как обжаловался нормативный акт Правительства РФ.

Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что судья не мог рассматривать данное дело единолично, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" на суд возложены не только права, о чем указывает заявитель, но и обязанность рассмотреть дело единолично.

Довод о том, что судья удалялся в совещательную комнату без протокола судебного заседания, нельзя признать состоятельным, поскольку в гражданско-процессуальном законодательстве не предусмотрено обязательного требования об удалении судей в совещательную комнату с протоколом судебного заседания.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2000 года по жалобе председателя Общероссийского политического движения "В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" И. оставить без изменения, а кассационные жалобы его представителей П. и Д. - без удовлетворения.

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 17.05.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утв. Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640>
"По жалобе федерального государственного унитарного предприятия "123 Авиационный ремонтный завод" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Крупиной Людмилы Васильевны и Крупиной Натальи Владимировны на нарушение их конституционных прав пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гусельникова Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Ошибка на сайте