Рейтинг@Mail.ru

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17.10.2024 N АПЛ24-381

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 октября 2024 г. N АПЛ24-381

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Рудакова Е.В., Сабурова Д.Э.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Клевцовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению У. о признании недействующим подпункта "в" пункта 1 официальных разъяснений по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 апреля 2024 г. N 164н,

по апелляционной жалобе У. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2024 г. по делу N АКПИ24-393, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., возражения представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Е. относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - Минтруд России) приказом от 2 апреля 2024 г. N 164н утвердило официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (далее также - Официальные разъяснения).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 8 апреля 2024 г., регистрационный номер 77806, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Пунктом 1 Официальных разъяснений установлено, что бессрочный статус многодетной семьи, предусмотренный пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (далее - Указ N 63), распространяется на семьи, утратившие статус многодетной семьи на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и соответствующие положениям пунктов 1 и 2 Указа N 63 (подпункт "в").

У. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим подпункт "в" пункта 1 Официальных разъяснений. В обоснование заявленного требования административный истец ссылался на противоречие этой нормы пункту 1 Указа N 63, частям 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации в части, определяющей, что бессрочный статус многодетной семьи, предусмотренный пунктом 1 Указа N 63, распространяется на семьи, утратившие статус многодетной семьи на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые должны соответствовать не только положениям пункта 1 Указа N 63, но одновременно и положениям пункта 2 данного указа. В административном иске указано, что оспариваемое положение нарушает его права, свободы и законные интересы, препятствует его семье при наличии трех детей иметь бессрочный статус многодетной семьи на основании пункта 1 Указа N 63 и не соответствует правовым позициям, выраженным в актах Конституционного Суда Российской Федерации, о том, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), при этом принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона.

Нарушение своих прав и законных интересов У. усматривает в том, что решением отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Советском районе МО г. Казани от 15 февраля 2024 г. N 81-23/161 на основании приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 4 сентября 2012 г. N 697 ему отказано в предоставлении государственной услуги "Установление статуса многодетной семьи (выдача, продление действия и замена удостоверения многодетной семьи в Республике Татарстан)" в связи с наличием в семье менее трех детей в возрасте до 18 лет, а решением Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 25 апреля 2024 г. со ссылкой на оспариваемое положение Официальных разъяснений также отказано в удовлетворении его иска о признании указанного решения незаконным и возложении обязанности выдачи бессрочного удостоверения статуса многодетной семьи.

Административный ответчик Минтруд России и заинтересованное лицо Минюст России административный иск не признали, указав в письменных возражениях, что Официальные разъяснения приняты компетентным федеральным органом исполнительной власти, в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления У. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец, не согласившись с таким решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования ввиду неправильного применения судом норм материального права, выразившегося в неприменении закона, подлежащего применению, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В жалобе указано, что оспариваемое положение противоречит пункту 1 Указа N 63, которым предусмотрено установление бессрочного статуса многодетной семьи при наличии трех и более детей, и принципу равенства всех перед законом, закрепленному статьей 19 (пункты 1 и 2) Конституции Российской Федерации. У. считает, что в случае, если на день вступления в силу названного указа семья уже утратила статус многодетной семьи в связи с достижением старшим ребенком возраста 18 лет, но соответствует условиям, предусмотренным пунктом 1 Указа N 63, то такая семья признается многодетной бессрочно в отсутствие права на меры социальной поддержки, поскольку не соответствует пункту 2 Указа N 63.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Минтруд России просит в ее удовлетворении отказать, полагает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.

Минюст России в возражениях на апелляционную жалобу поддержал свою позицию, выраженную в суде первой инстанции, и просил рассмотреть апелляционную жалобу без участия его представителя.

У. в судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, его явка в судебное заседание не была признана обязательной.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части 2 статьи 215 закрепляет, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1) либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (пункт 2).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основание для признания подпункта "в" пункта 1 Официальных разъяснений недействующим отсутствует.

Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Официальные разъяснения утверждены Минтрудом России во исполнение предоставленных ему пунктом 9 Указа N 63 полномочий на дачу официальных разъяснений по вопросам применения названного указа, предусматривающего меры социальной поддержки многодетным семьям. Порядок издания оспариваемого нормативного правового акта и требования, установленные для его государственной регистрации и опубликования, соблюдены.

Довод административного истца, приведенный им в апелляционной жалобе, о противоречии оспариваемого подпункта "в" пункта 1 Официальных разъяснений пункту 1 Указа N 63, согласно которому статус многодетной семьи устанавливается бессрочно, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отвергнут, как основанный на ошибочном толковании норм материального права.

Указом N 63, вступившим в силу 23 января 2024 г. и закрепляющим единый статус многодетной семьи, установлено, что многодетной семьей в Российской Федерации является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно (пункт 1). Предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по очной форме обучения (пункт 2).

При этом пунктом 7 названного указа определено, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации вправе расширять категорию многодетной семьи с учетом национальных, культурных и демографических особенностей развития соответствующего субъекта Российской Федерации, а также устанавливать дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей.

Как следует из содержания ранее действующего Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (признан пунктом 10 Указа N 63 утратившим силу), регулировавшего вопросы признания статуса многодетной семьи в Российской Федерации и государственной поддержки таких семей, полномочия по определению критериев признания семьи многодетной и дополнительной социальной поддержки таких семей были предоставлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, судом верно отмечено в решении, что Указом N 63, как и в ранее действовавшем правовом регулировании, сохранен региональный принцип, который обусловлен различиями в национальных и культурных особенностях, а также социально-экономическом и демографическом развитии соответствующих субъектов Российской Федерации.

Суд первой инстанции, исходя из содержания оспариваемой нормы Официальных разъяснений и положений пунктов 1 и 2 Указа N 63, подлежащих применению в системной взаимосвязи, правильно указал в обжалуемом решении, что бессрочный статус многодетной семьи, предусмотренный пунктом 1 Указа N 63, распространяется в том числе на семьи, утратившие статус многодетной семьи на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации до вступления в силу Указа N 63, которые соответствуют требованиям пунктов 1 и 2 названного указа. Следовательно, в случае, если на день вступления в силу этого указа семья утратила статус многодетной семьи в связи с достижением старшим ребенком возраста 18 лет, но соответствует условиям, предусмотренным пунктами 1, 2 Указа N 63, в частности в случае, если в семье имеются трое детей, старший из которых не достиг возраста 23 лет при условии его очного обучения, то такие семьи признаются многодетными и имеют право на меры социальной поддержки.

Как следует из материалов данного административного дела, положения Указа N 63 не могут распространяться на семью административного истца, утратившую статус многодетной семьи, так как двое из троих его детей достигли возраста 18 лет, а старший ребенок в возрасте 21 года проходит обучение по заочной форме обучения, следовательно, данная семья не соответствует положениям названного указа, в частности его пункту 2, поэтому оснований для установления бессрочного статуса многодетной семьи не имеется. В связи с этим утверждения административного истца в апелляционной жалобе о том, что его семья, имеющая троих детей, независимо от их возраста на основании положений Указа N 63 приобрела бессрочный статус многодетной семьи, основан на неправильном толковании норм материального права.

Суд обоснованно указал в решении, что сам факт наличия в семье трех и более детей, безотносительно к требованиям к возрасту таких детей (не старше 18 лет или 23 лет (в случае обучения по очной форме) и другим условиям, которым необходимо соответствовать семьям на дату обращения, не является безусловным основанием для приобретения родителями, имеющими троих детей, бессрочного статуса многодетной семьи. В противном случае, это означало бы, что любая семья, имеющая троих и более детей и утратившая статус многодетной семьи по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и не соответствующая условиям, предусмотренным Указом N 63, вправе на основании этого указа обратиться за возобновлением такого статуса и приобрести его бессрочно.

Какого-либо иного федерального закона или нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которые бы по-другому регулировали рассматриваемые правоотношения, не имеется.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый подпункт "в" пункта 1 Официальных разъяснений не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установленное в нем правовое регулирование направлено на обеспечение многодетным семьям повышенной социальной защиты и прав административного истца не нарушает.

Доводы, изложенные административным истцом в обоснование апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого подпункта "в" пункта 1 Официальных разъяснений, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, приведенных в решении, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и не свидетельствуют о незаконности принятого судом первой инстанции решения.

Обжалуемое решение суда первой инстанции отвечает требованиям статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствует нормам материального права, правомерно примененным и истолкованным при рассмотрении и разрешении данного административного дела. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела о проверке законности оспоренного в части нормативного правового акта, выводы суда, изложенные в решении, мотивированны. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу У. - без удовлетворения.

Председательствующий

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии

Е.В.РУДАКОВ

Д.Э.САБУРОВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 06.08.2024 N АКПИ24-459, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим пункта 1(1), подпункта "г" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.07.2024 N АКПИ24-303, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18.10.1989 N 34/15/01-16/7-90/1/1002/К-8-106/441/Б, утв. Генпрокуратурой СССР, МВД СССР, Минюстом СССР, Верховным Судом СССР, КГБ СССР, пункта 0021 Перечня федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих основания для поступления, возврата или перечисления средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, утв. Казначейством России>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.07.2024 N АКПИ24-381, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими примечания к Программе подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, утв. Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308 и примечания к пункту 4 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 23.07.2024 N АКПИ24-380, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 16, абзаца второго пункта 40, подпункта "а" пункта 42 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410>
Ошибка на сайте