Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30.01.2024 N АПЛ23-494
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2024 г. N АПЛ23-494
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Зинченко И.Н., Тютина Д.В.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям С., общества с ограниченной ответственностью "Спецоблгаз-сервис", общества с ограниченной ответственностью "Развитие общедоступного современного строительства газопроводов", общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 1, подпункта "в" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091", абзаца четырнадцатого пункта 2, пунктов 6, 7, 10, 16, 24 - 30, 31(1), 32, 34, 37, 63(1), 80, 88(1) Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410, абзаца двенадцатого пункта 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549,
по апелляционным жалобам С., общества с ограниченной ответственностью "Спецоблгаз-сервис", общества с ограниченной ответственностью "Развитие общедоступного современного строительства газопроводов", общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2023 г. по делу N АКПИ23-805, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя С. - К.Ю., представителей общества с ограниченной ответственностью "Спецоблгаз-сервис" - К.Е.В., общества с ограниченной ответственностью "Развитие общедоступного современного строительства газопроводов" - адвоката Вершининой Н.Е., общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" - Т., М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения относительно апелляционных жалоб представителя Правительства Российской Федерации К.Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей апелляционные жалобы необоснованными, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (далее также - Постановление N 549) утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее также - Правила поставки газа), опубликованные в "Собрании законодательства Российской Федерации" 28 июля 2008 г., N 30 (ч. 2), "Российской газете" 1 августа 2008 г., N 163.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 (далее также - Постановление N 410) утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, размещенные на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованные в "Собрании законодательства Российской Федерации" 27 мая 2013 г. (далее также - Правила пользования газом).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу подпункта "ж" пункта 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091" (далее также - Постановление N 859) утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (далее также - Изменения).
Данный нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 30 мая 2023 г. и опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 5 июня 2023 г., N 23.
Подпунктом "в" пункта 1 Изменений изложены в новой редакции отдельные положения Правил поставки газа, в частности абзац двенадцатый пункта 3 изложен в новой редакции, согласно которой специализированная организация понимается как соответствующая требованиям, установленным Правилами пользования газом, газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. В случае, когда в качестве топлива используются сжиженные углеводородные газы, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), может выступать любая газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа по газораспределительным сетям.
Подпунктом "в" пункта 4 Изменений внесены изменения в отдельные положения Правил пользования газом:
абзац четырнадцатый пункта 2 изложен в новой редакции, согласно которой специализированная организация понимается как соответствующая требованиям, установленным данными правилами, газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, а также осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации;
пункт 6 изложен в новой редакции, согласно которой работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), заключенных между заказчиком и исполнителем по типовым формам договоров, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (абзац первый). Перечень работ, выполняемых по указанным договорам, должен предусматривать техническое обслуживание и ремонт (применительно к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме) всего газового оборудования заказчика и не может быть менее минимального перечня услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме согласно приложению (абзац второй). Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в этом же многоквартирном доме осуществляются одной специализированной организацией, за исключением случая, установленного частью 11 статьи 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации (абзац третий). Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) осуществляется на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенного собственником жилого дома (домовладения) со специализированной организацией (абзац четвертый);
абзацы четвертый и шестой пункта 7 признаны утратившими силу;
пункт 16 изложен в новой редакции, согласно которой договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) являются публичными и заключаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и данными правилами (абзац первый). В случае, когда в качестве топлива используются сжиженные углеводородные газы, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), может выступать любая газораспределительная организация, осуществляющая транспортировку газа по газораспределительным сетям (абзац второй);
в абзаце первом пункта 27 слова "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" заменены словами "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).";
в пункте 28 слова "внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в 2 экземплярах, которые вручаются заявителю под роспись или направляются почтовым отправлением с уведомлением" заменены словами "внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении). После подписания соответствующего договора специализированная организация направляет заявителю подписанный договор в 2 экземплярах почтовым отправлением с уведомлением о вручении.";
пункт 29 изложен в новой редакции, согласно которой оба экземпляра договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), полученные от специализированной организации, подписываются заявителем, при этом один из подписанных сторонами экземпляров договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) возвращается заявителем специализированной организации.";
в абзаце первом пункта 30 слова "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" заменены словами "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении)";
в абзаце втором пункта 30 слова "или управляющую организацию" исключены;
данные правила дополнены пунктом 31(1) следующего содержания: "В отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) специализированная организация вправе инициировать перед поставщиком газа приостановление им своих обязательств по поставке газа по основанию, предусмотренному подпунктом "е" пункта 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан";
пункт 32 изложен в новой редакции, согласно которой лицо, выступающее на стороне заказчика, вправе отказаться от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) и не может быть понуждено к его заключению в следующих случаях: а) в случае если от имени собственника помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме уже заключен лицом, указанным в пункте 17 данных правил; б) в случае если собственником жилого дома (домовладения) договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) уже заключен с другой специализированной организацией (при использовании в качестве топлива сжиженного углеводородного газа); в) в случае если подача газа на внутриквартирное газовое оборудование в многоквартирном доме или внутридомовое газовое оборудование не осуществляется в связи с отсутствием договора поставки газа с поставщиком газа или расторжением такого договора в порядке, предусмотренном Правилами поставки газа;
в пункте 34 слова "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" заменены словами "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении)";
пункт 37 изложен в новой редакции, согласно которой договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) заключаются в письменной форме по типовым формам договоров, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на срок не менее 3 лет и вступают в силу со дня их подписания последней из подписывающих сторон соответствующего договора, если иной срок вступления в силу не указан в договоре (абзац первый). Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) может быть расторгнут в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации и данными правилами (абзац второй). В случае заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) до завершения процедуры подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в отношении которых заключается соответствующий договор, исполнение обязательств специализированной организации осуществляется со дня подписания газораспределительной организацией и потребителем акта о подключении (технологическом присоединении) (абзац третий). Специализированная организация обязана направить поставщику газа уведомление о заключенных или прекративших действие договорах о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договорах о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договорах о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) в течение 30 календарных дней со дня заключения или прекращения действия таких договоров путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими установить факт получения поставщиком газа такого уведомления (абзац четвертый);
данные правила дополнены пунктом 63(1), согласно которому основанием для одностороннего отказа исполнителя от договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) (их исполнения) является несоответствие исполнителя требованиям к специализированным организациям, установленным данными правилами;
в подпункте "б" пункта 80 слова "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" заменены словами "договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении)";
пункт 88(1) изложен в следующей редакции: "Работы по приостановлению и возобновлению подачи газа на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании, в том числе связанные с отключением и подключением бытового газоиспользующего оборудования, а также работы по приостановлению и возобновлению подачи газа, устранению утечек газа на распределительных газопроводах проводятся специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).".
Правилами пользования газом в действующей редакции в пункте 10 предусмотрено, что замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется в следующих случаях: истечение установленных изготовителем сроков эксплуатации оборудования или сроков, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, если эти сроки не продлены по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также истечение сроков эксплуатации этого оборудования, продленных по результатам его технического диагностирования (абзацы первый и второй); признание газоиспользующего оборудования не подлежащим ремонту (непригодным для ремонта) в ходе технического обслуживания либо по результатам технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (абзац третий); заявка заказчика (абзац четвертый). Замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и (или) договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении). Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается (абзац пятый). Оплата работ по замене (ремонту) оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется собственником этого оборудования (абзац шестой).
Пунктом 24 Правил пользования газом в действующей редакции установлено, что специализированная организация не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных данными правилами (абзац первый). Документы, предусмотренные пунктами 19 - 23 названных правил, представляемые в виде копий, заверяются лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов (абзац второй). Заявитель вправе представить специализированной организации одновременно оригиналы и копии документов, предусмотренных пунктами 19 - 23 этих правил. После сверки при приеме заявки (оферты) с приложенными к ней документами идентичности копии и оригинала документа оригинал возвращается заявителю (абзац третий).
На основании пункта 25 Правил пользования газом в действующей редакции направляемая заявителем заявка (оферта) оформляется в 2 экземплярах и регистрируется специализированной организацией в день поступления. Один экземпляр заявки (оферты) остается у специализированной организации, а другой возвращается заявителю с отметкой о дате принятия заявки (оферты) и представленных документов к рассмотрению (абзац первый).
Пунктом 26 названных правил предусмотрено, что специализированная организация в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявки (оферты), осуществляет проверку комплектности и правильности оформления представленных документов, в том числе на предмет полноты и достоверности содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 27 этих правил непредставление заявителем всей информации, предусмотренной пунктом 18 Правил пользования газом, представление заявителем документов, предусмотренных пунктами 19 - 23 данных правил, в неполном объеме или неправильное их оформление не являются основанием для отказа в заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) (абзац первый). В этом случае специализированная организация сообщает заявителю о допущенных несоответствиях в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата заявителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов или недостающей информации. В случае если недостающие (правильно оформленные) документы и недостающая информация не будут представлены заявителем специализированной организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, специализированная организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы заявителю, который вправе направить повторную заявку (оферту) этой же специализированной организации после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения ее рассмотрения (абзац второй).
Пунктом 28 Правил пользования газом в действующей редакции установлено, что по результатам проверки, предусмотренной пунктом 26 Правил пользования газом, и при отсутствии замечаний к приложенным к заявке (оферте) документам специализированная организация составляет и подписывает со своей стороны договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении). После подписания соответствующего договора специализированная организация направляет заявителю подписанный договор в 2 экземплярах почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В силу пункта 30 Правил пользования газом специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю (заказчику) о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) на условиях прилагаемого к такой заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данными правилами и подписанного со стороны специализированной организации. Специализированная организация в целях направления заявителю (заказчику) указанной заявки (оферты) может привлекать третьих лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в том числе расчетно-кассовый центр (абзацы первый и второй).
В пункте 80 названных правил установлено, что исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в следующих случаях: а) отказ заказчика 2 и более раза в допуске специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (при условии соблюдения положений, предусмотренных пунктами 48 - 53 данных правил); б) отсутствие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении); в) истечение у внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (отдельного оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования) нормативного срока службы, установленного изготовителем, и отсутствие положительного заключения по результатам технического диагностирования указанного оборудования, а в случае продления этого срока по результатам диагностирования - истечение продленного срока службы указанного оборудования.
С., общество с ограниченной ответственностью "Спецоблгаз-сервис" (далее - ООО "Спецоблгаз-сервис"), общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" (далее - ООО "Ремонтно-строительное управление"), общество с ограниченной ответственностью "Развитие общедоступного современного строительства газопроводов" (далее - ООО "Росстройгаз") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании недействующими подпункта "в" пункта 1, подпункта "в" пункта 4 Изменений, абзаца четырнадцатого пункта 2, пунктов 6, 7, 10, 16, 24 - 30, 31(1), 32, 34, 37, 63(1), 80, 88(1) Правил пользования газом, абзаца двенадцатого пункта 3 Правил поставки газа в той части, в какой они наделяют исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту, аварийно-диспетчерскому обеспечению и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что оспариваемые нормативные положения не соответствуют пункту 2 статьи 1, пункту 1 статьи 49, пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), абзацу тринадцатому статьи 2, статье 5 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее также - Закон о естественных монополиях), статье 6 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), статье 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства), Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) и нарушают их права и законные интересы, предусмотренные пунктом 2 статьи 1, пунктом 2 статьи 49, пунктом 1 статьи 421 ГК РФ, статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности), создают правовую неопределенность в части применения указанного закона и Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
В административных исках административные истцы также ссылались на то, что Изменения утверждены в нарушение порядка принятия и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. По их мнению, оспариваемые нормативные положения наделяют исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту, аварийно-диспетчерскому обеспечению и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, в связи с чем хозяйствующие субъекты, не являющиеся газораспределительными организациями, осуществляющими транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, лишены права выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию, ремонту, аварийно-диспетчерскому обеспечению и замене внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Установление к хозяйствующим субъектам требований, не предусмотренных федеральным законом и необоснованно препятствующих осуществлению обществами деятельности, привело к ограничению их гражданских прав, устранению конкуренции в соответствующей сфере товарного рынка, лишило потребителей коммунальной услуги по газоснабжению, к которым отнесена С., права на свободный выбор контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонту указанного газового оборудования из числа газораспределительных организаций.
Правительство Российской Федерации поручило представлять его интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), которое в письменных возражениях административные иски не признало, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2023 г. в удовлетворении административных исковых заявлений административным истцам отказано.
В апелляционных жалобах С., ООО "Спецоблгаз-сервис", ООО "Ремонтно-строительное управление", ООО "Росстройгаз", не согласившись с таким решением, просят его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении административных исковых заявлений. Полагают, что судом первой инстанции нарушены и неправильно применены нормы материального права, не применен закон, подлежащий применению; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют законодательству и фактическим обстоятельствам дела; не дано надлежащей правовой оценки изложенным административными истцами доводам о противоречии оспариваемых предписаний нормативных правовых актов требованиям действующего законодательства.
В жалобах административные истцы также утверждают, что оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат требованиям пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 49, пункта 1 статьи 421 ГК РФ, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, абзацу тринадцатому статьи 2 Закона о газоснабжении, статьям 2, 4 Закона о естественных монополиях и создают реальную угрозу нарушения прав административных истцов на свободу заключения собственником внутриквартирного газоиспользующего оборудования и прибора учета газа договора о проведении работ по их установке и ремонту; на осуществление хозяйствующими субъектами, не являющимися газораспределительными организациями, осуществляющими транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, вида деятельности по техническому обслуживанию, ремонту, аварийно-диспетчерскому обеспечению и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В письменном отзыве на апелляционные жалобы Правительство Российской Федерации просило в их удовлетворении отказать, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для их удовлетворения и отмены решения суда не находит.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Закон о газоснабжении, направленный на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. Положения названного закона основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации (статья 1).
Согласно статье 8 Закона о газоснабжении Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
В целях реализации предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации во исполнение статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", действовавшей на день принятия оспариваемых нормативных правовых актов (аналогичные полномочия содержатся в статье 5 действующего в настоящее время Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") утвердило Правила поставки газа и Правила пользования газом.
На основании приведенных норм суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемые в части Правила поставки газа и Правила пользования газом изданы в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, с соблюдением установленных действующим законодательством процедуры принятия и порядка введения их в действие.
При разрешении данного дела, вопреки утверждениям административных истцов в апелляционных жалобах, суд первой инстанции правильно учел, что порядок издания, введения в действие и опубликования этих нормативных правовых актов ранее был предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации в порядке абстрактного нормоконтроля и его соблюдение подтверждено вступившими в законную силу решениями. Также судом проверены доводы административных истцов о нарушении порядка принятия Постановления N 859, его опубликования и непроведении независимой антикоррупционной экспертизы этого акта, и обоснованно признаны несостоятельными.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что проект Постановления N 859 разработан и внесен в Правительство Российской Федерации на основании поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. N ММ-П51-6071, предписывающего Минстрою России в сжатые сроки (10 дней) разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект постановления, направленный на реализацию норм Федерального закона от 18 марта 2023 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее также - Закон N 71-ФЗ).
Исходя из содержания положений пункта 11 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, пункта 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, пункта 2 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что установленные названными нормативными правовыми актами требования при разработке и утверждении оспариваемого Постановления N 859 не подлежали применению, следовательно, размещения его проекта на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и проведения независимой антикоррупционной экспертизы не требовалось.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При разрешении данного административного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что такое основание для признания подпункта "в" пункта 1, подпункта "в" пункта 4 Изменений, абзаца четырнадцатого пункта 2, пунктов 6, 7, 10, 16, 24 - 30, 31(1), 32, 34, 37, 63(1), 80, 88(1) Правил пользования газом, абзаца двенадцатого пункта 3 Правил поставки газа в оспариваемой административными истцами части недействующими отсутствует.
Так, принятым 18 марта 2023 г. Законом N 71-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2023 г.) внесены изменения в абзац четырнадцатый статьи 2 Закона о газоснабжении, содержащий понятие "газораспределительная организация", статью 3 этого закона, определяющую законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации (статья 1); раздел VII Жилищного кодекса Российской Федерации "Предоставление коммунальных услуг. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги" названным законом дополнен статьей 157.3 (статья 2).
Законом о газоснабжении в редакции Закона N 71-ФЗ в статье 3 установлено, что законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", Федеральном законе от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Согласно абзацу четырнадцатому статьи 2 названного закона в редакции Закона N 71-ФЗ газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.
Статьей 157.3 ЖК РФ, введенной в действие Законом N 71-ФЗ и регламентирующей условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения, закреплено, что коммунальная услуга газоснабжения собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, а также собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном данным кодексом.
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме осуществляются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в таком доме (часть 2).
Техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме осуществляется специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с каждым собственником помещения и нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, если общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме не принято решение об определении лица, которое от имени указанных собственников и нанимателей уполномочено на заключение договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме (часть 3).
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в этом же многоквартирном доме осуществляются одной специализированной организацией, за исключением случая, установленного частью 11 названной статьи (часть 4).
Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляется на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенного собственником жилого дома со специализированной организацией (часть 5).
Специализированная организация осуществляет техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме с соблюдением требований, установленных законодательством о газоснабжении в Российской Федерации (часть 6).
Требования к специализированной организации, порядок и условия заключения, изменения и расторжения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме, минимальный перечень услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, порядок их оказания (выполнения) устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).
Из указанных норм действующего законодательства следует, что нормативно-правовое регулирование в части предоставления коммунальной услуги газоснабжения, включающей в себя поставку газа, техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством и законодательством о газоснабжении.
Исходя из приведенного правового регулирования коммунальная услуга газоснабжения предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом технические обслуживание и ремонт такого газового оборудования осуществляются специализированной организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью, осуществляющей регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, и обеспечивающей подачу газа его потребителям, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме.
Таким образом, обязанность по осуществлению технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на основании соответствующего договора, как следует из содержания названных положений, возложена на газораспределительную организацию, являющуюся специализированной организацией в указанной области нормативно-правового регулирования.
В связи с изложенным ошибочными являются утверждения административных истцов в апелляционных жалобах об отсутствии в названных нормах Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона о газоснабжении положений о наделении специализированной организации, осуществляющей транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, безусловным правом на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию, ремонту, аварийно-диспетчерскому обеспечению, замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, как не основанные на требованиях действующего законодательства.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Правительство Российской Федерации, реализуя возложенные на него частью 7 статьи 157.3 ЖК РФ в редакции Закона N 71-ФЗ полномочия по установлению требований к специализированной организации, порядка и условий заключения, изменения и расторжения договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, в том числе требований к минимальному перечню услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту этого оборудования, с учетом внесенных федеральным законодателем изменений, правомерно утвердило Изменения, которыми положения абзаца двенадцатого пункта 3 Правил поставки газа и абзаца четырнадцатого пункта 2 Правил пользования газом, определяющие понятие "специализированная организация", изложены в новой редакции, установив, что такой организацией является газораспределительная организация, которая осуществляет транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, то есть наделив правом на осуществление обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования газораспределительную организацию, транспортирующую газ до конкретного многоквартирного дома.
Проанализировав положения подпункта "в" пункта 1, подпункта "в" пункта 4 Изменений, абзаца двенадцатого пункта 3 Правил поставки газа, абзаца четырнадцатого пункта 2, пунктов 6, 7, 10, 16, 24 - 30, 31(1), 32, 34, 37, 63(1) 80, 88(1) Правил пользования газом на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что они в части, предусматривающей наделение специализированной организации, осуществляющей транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав внутридомового газового оборудования, правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту, аварийно-диспетчерскому обеспечению и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования основаны на приведенных нормах ЖК РФ, соответствуют положению абзаца четырнадцатого статьи 2 Закона о газоснабжении и требованиям пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 49, пункта 1 статьи 421 ГК РФ, статьи 1 ЖК РФ, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, статье 4 Закона о естественных монополиях, устанавливающим требования, связанные со свободой договора, запретом на ограничение и устранение конкуренции, не противоречат. В подтверждение данного вывода судом в решении дан правильный подробный анализ положений действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Как правомерно указано в обжалуемом решении, установленные действующим законодательством основные требования к газораспределительной организации, являющейся исполнителем по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, обусловлены целью объединения в одной специализированной организации функций по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, а также техническому обслуживанию и ремонту как централизованных, так и внутренних газовых сетей многоквартирных домов и домовладений, что позволяет оперативно предупредить возникновение аварийной ситуации на этих сетях и предотвратить ее развитие, в том числе путем ограничения или прекращения подачи газа, с учетом состояния газораспределительной сети или ее отдельных участков. В свою очередь, наличие нескольких исполнителей для выполнения указанных функций, необходимых для надлежащего обслуживания газовых сетей, а также расположенного на них и подключенного к ним оборудования и устройств, будет способствовать снижению оперативности реагирования на аварийные или предаварийные ситуации и, как следствие, возникновению угрозы жизни, здоровью и имуществу потребителей коммунальной услуги по газоснабжению.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое нормативное правовое регулирование, направленное на обеспечение безопасной эксплуатации системы газоснабжения как в многоквартирных жилых домах, так и в жилых домах (домовладениях), на надлежащее техническое обслуживание и своевременный ремонт газового оборудования, на повышение безопасности его эксплуатации, и на соблюдение прав и законных интересов других лиц, не может рассматриваться в качестве незаконного ограничения конкуренции и нарушения прав на занятие предпринимательской деятельностью в указанной области, а также как ограничение собственника, нанимателя жилого помещения в выборе контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, и не противоречит требованиям Закона о естественных монополиях и Закона о защите конкуренции.
Довод в апелляционных жалобах об ограничении оспариваемыми предписаниями нормативных правовых актов права хозяйствующих субъектов на занятие предпринимательской деятельностью в области предоставления услуг (работ) по установке, замене и ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, был предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции. Не соглашаясь с этим доводом, суд верно сослался на часть 10 статьи 157.3 ЖК РФ, предусматривающую, что услуги (работы) по установке, замене или ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, не указанные в минимальном перечне услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и внутридомового газового оборудования в жилом доме, предусмотренном частью 7 настоящей статьи, осуществляются собственником такого оборудования в соответствии с отдельными договорами.
Суд правильно не согласился и с доводами административных истцов, приведенными ими и в апелляционных жалобах, о несоответствии оспариваемых предписаний нормативных правовых актов положениям Закона об энергосбережении, регулирующего отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, статье 9 Закона о промышленной безопасности, устанавливающей требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, Закону о лицензировании, так как вопросы, связанные с осуществлением специализированной организацией технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на основании соответствующего договора, названные законы не регулируют.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Установив, что подпункт "в" пункта 1, подпункт "в" пункта 4 Изменений, абзац четырнадцатый пункта 2, пункты 6, 7, 10, 16, 24 - 30, 31(1), 32, 34, 37, 63(1), 80, 88(1) Правил пользования газом, абзац двенадцатый пункта 3 Правил поставки газа в оспариваемой части не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административных истцов не нарушают, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении административных исковых заявлений.
Из содержания апелляционных жалоб видно, что, утверждая о незаконности оспариваемых нормативных предписаний и нарушении ими прав и законных интересов, административные истцы фактически выражают несогласие с действующим правовым регулированием и его целесообразностью, что не отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации. При разрешении дел в порядке абстрактного нормоконтроля Верховный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и вопросы целесообразности того или иного варианта регулирования с точки зрения необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт не рассматривает.
Ссылки в апелляционных жалобах на то, что суд первой инстанции при разрешении данного дела не дал надлежащей оценки всем доводам административных истцов, приведенным ими в обоснование заявленных требований, не свидетельствуют о незаконности обжалованного решения суда.
В соответствии со статьей 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющей обязанности суда при разрешении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме (часть 7).
При рассмотрении административного дела все перечисленные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства судом первой инстанции были выяснены и отражены в обжалуемом решении. Доводы административных истцов, имеющие правовое значение для рассмотрения и разрешения данного дела, получили надлежащую оценку в обжалуемом решении.
Вопреки утверждениям в апелляционных жалобах обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, правомерно примененным и истолкованным при рассмотрении и разрешении данного административного дела. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела о проверке законности оспоренных в части нормативных правовых актов, выводы суда, изложенные в решении, мотивированны, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Доводы апелляционных жалоб о нарушении, неправильном применении судом норм материального права, о неприменении судом закона, подлежащего применению, ошибочны.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы С., общества с ограниченной ответственностью "Спецоблгаз-сервис", общества с ограниченной ответственностью "Развитие общедоступного современного строительства газопроводов", общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Члены коллегии
И.Н.ЗИНЧЕНКО
Д.В.ТЮТИН