Рейтинг@Mail.ru

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.04.2023 N АПЛ23-123

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 апреля 2023 г. N АПЛ23-123

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Горчаковой Е.В., Тютина Д.В.,

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. N 1694-р "Об утверждении перечня официальных спортивных соревнований, на которых идентификация и аутентификация зрителей, участников таких официальных спортивных соревнований, а также иных лиц, задействованных в их проведении, являются обязательными"

по апелляционной жалобе К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2023 г. по делу N АКПИ22-1267, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации В., Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. N 1694-р (далее - Распоряжение) утвержден перечень официальных спортивных соревнований, на которых идентификация и аутентификация зрителей, участников таких официальных спортивных соревнований, а также иных лиц, задействованных в их проведении, являются обязательными (далее - Перечень).

Правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 июня 2022 г. и опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июля 2022 г., N 27, ст. 4878.

В Перечень вошли матчи чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги (спортивная дисциплина "футбол", мужские команды) и финальный матч Кубка России по футболу (спортивная дисциплина "футбол", мужские команды).

К., владелец абонемента на посещение домашних матчей футбольного клуба "Зенит" в играх 2-го круга Премьер-Лиги, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Распоряжения, указав, что данный правовой акт противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о физической культуре). Ссылался, что Распоряжение фактически носит нормативный правовой характер, издано в ненадлежащей форме; в нарушение конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина произвольно устанавливает правовое регулирование порядка проведения соревнований по одному и тому же виду спорта в зависимости от лиги и/или гендерного признака участников, необоснованно ограничивает допускаемую Конституцией Российской Федерации дискрецию уполномоченных органов государственной власти (законодательной и исполнительной) субъектов Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта, в частности, полностью исключает для субъектов Российской Федерации возможность на региональном уровне учитывать и регулировать порядок проведения спортивных соревнований, в отношении которых на федеральном уровне принято или может быть принято решение о применении системы идентификации и аутентификации, на территории соответствующих субъектов Российской Федерации; не учитывает особенности отдельного вида спорта и уровень проведения спортивного соревнования; предусматривает единственный, безальтернативный вариант идентификации и аутентификации зрителей, а именно оформление электронной карты болельщика, являющейся дополнительным документом, фактически удостоверяющим личность, то есть дублирующим паспорт гражданина Российской Федерации, без предоставления альтернативного варианта идентификации и аутентификации; является произвольным вмешательством государства в общественные отношения и реализует единственную задачу заблаговременного достоверного установления личностей зрителей, участников спортивного соревнования и обеспечивающего персонала.

Правительство Российской Федерации, поручившее представлять свои интересы Министерству спорта Российской Федерации, административный иск не признало, указав, что Распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством, в установленном порядке, по своей правовой природе не относится к нормативным правовым актам, не нарушает прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления К. отказано.

В апелляционной жалобе К., не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить, как принятое с существенным нарушением норм материального права в виде неправильного истолкования закона, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Ссылается на то, что Распоряжение: носит нормативный правовой характер, так как его действие не ограничено по времени применения; противоречит закону, во исполнение которого издано, так как использует не предусмотренные законом критерии (факторы) определения соответствующих спортивных соревнований; избыточно по степени вмешательства государства в общественные отношения.

Правительство Российской Федерации не согласилось с доводами апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации К. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.

Правительство Российской Федерации, осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации наряду с иными федеральными органами исполнительной власти, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 1, части 1, 2, 5, 6 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Закон о физической культуре устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте (статья 1).

Часть 2.2 статьи 20 названного закона закрепляет, что на официальных спортивных соревнованиях, определенных решениями Правительства Российской Федерации, идентификация и аутентификация зрителей, участников официальных спортивных соревнований, иных лиц, задействованных в проведении таких соревнований, являются обязательными и осуществляются в соответствии с особенностями, установленными статьей 20.5 этого закона. Правительство Российской Федерации принимает указанные решения с учетом особенностей отдельного вида спорта и в зависимости от уровня проведения спортивного соревнования. Бланки входных билетов на официальные спортивные соревнования, определенные решениями Правительства Российской Федерации, иных документов, предоставляющих право на посещение таких соревнований, должны содержать информацию о необходимости предъявления действующей персонифицированной карты при входе в места проведения таких соревнований. Реализация входных билетов на официальные спортивные соревнования, определенные решениями Правительства Российской Федерации, иных документов, предоставляющих право на посещение таких соревнований, осуществляется при наличии действующей персонифицированной карты и соблюдении порядка идентификации и аутентификации, предусмотренного частью 4 статьи 20.5 данного закона.

Во исполнение приведенной нормы федерального закона Правительство Российской Федерации издало Распоряжение, утвердив перечень официальных спортивных соревнований, требующих соблюдения особого режима безопасности и проводимых на стадионах, оснащенных оборудованием систем контроля доступа.

Предписания Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" при издании Распоряжения соблюдены.

С учетом изложенного Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, требования нормативных правовых актов к порядку и основаниям для его утверждения соблюдены.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции правомерно указал в решении, что содержание Распоряжения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Закон о физической культуре определяет, что персонифицированная карта для посещения спортивного соревнования является электронным документом, оформляемым по итогам идентификации зрителя, участника официального спортивного соревнования, иного лица, задействованного в проведении такого соревнования, для аутентификации указанных лиц, осуществляемой в целях обеспечения безопасности государства, общественной безопасности и общественного порядка при проведении официальных спортивных соревнований (подпункт 9.3 статьи 2).

В силу части 1 статьи 20.5 названного закона при оформлении персонифицированной карты или приобретении входных билетов на официальные спортивные соревнования, определенные решением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 2.2 статьи 20 этого закона, иных документов, предоставляющих право на посещение таких соревнований, и при входе в места их проведения зрители, участники официальных спортивных соревнований, иные лица, задействованные в проведении таких соревнований, в целях обеспечения безопасности государства, общественной безопасности и общественного порядка обязаны проходить соответственно идентификацию и аутентификацию, которые осуществляются на основе информации, полученной из информационной системы идентификации болельщиков.

Информационная система идентификации болельщиков является информационным элементом инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и с ее использованием ведется реестр персонифицированных карт (часть 2 статьи 20.5 Закона о физической культуре).

Правительство Российской Федерации на основании предписаний части 2.2 статьи 20 Закона о физической культуре утвердило Распоряжение с учетом особенностей отдельного вида спорта и в зависимости от уровня проведения спортивного соревнования.

Из материалов административного дела усматривается, что Перечень определен, наряду с прочим, исходя из численности зрителей, превышающей 15 тысяч человек, сведений об имевших место фактах противоправного поведения со стороны отдельных групп болельщиков, а также с учетом оснащенности стадионов современными системами контроля доступа после проведения на них матчей чемпионата мира по футболу 2018 г. К таким спортивным соревнованиям относятся матчи чемпионата России по футболу среди команд Премьер-Лиги и финальный матч Кубка России по футболу.

Довод административного истца, повторенный в апелляционной жалобе, о том, что Распоряжение по существу носит нормативный правовой характер, судом первой инстанции проверялся и правильно признан несостоятельным, как основанный на неправильном толковании Перечня, который не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемый правовой акт относится к оперативным и другим текущим вопросам, направлен на организацию исполнения предписаний федерального закона.

Перечень обозначает конкретные спортивные мероприятия по спортивной дисциплине "футбол" вида спорта "футбол" между мужскими командами, на которых идентификация и аутентификация зрителей, участников таких официальных соревнований, а также иных лиц, задействованных в их проведении, являются обязательными. Какие-либо различия правового регулирования проведения соревнований по виду спорта "футбол" по гендерному признаку, на что ошибочно указывает административный истец, отсутствуют.

Утверждение в апелляционной жалобе К. об избыточности Распоряжения по степени вмешательства государства в общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности при проведении спортивных соревнований, лишено правовых оснований, так как оспариваемый акт не содержит требований к обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий.

Доводы административного истца сводятся к несогласию с правовым регулированием, установленным, как указано выше, Законом о физической культуре, предписывающим, что персонифицированная карта для посещения спортивного соревнования является неотъемлемым элементом обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утверждаемых распоряжениями Правительства Российской Федерации. Между тем полномочиями по осуществлению нормоконтроля в отношении федеральных законов Верховный Суд Российской Федерации не обладает. Проверка конституционности федеральных законов в соответствии с положениями статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Заявляя о целесообразности применения повышенных мер обеспечения общественного порядка и общественной безопасности лишь к определенному типу международных спортивных мероприятий, К. ставит вопрос о внесении в Перечень изменений (дополнений) в предлагаемой им редакции. Однако решение этого вопроса относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.

Вывод о законности Распоряжения сделан судом исходя из компетенции органа, его издавшего, на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства.

Учитывая изложенное, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.

Председательствующий

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии

Е.В.ГОРЧАКОВА

Д.В.ТЮТИН

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 02.02.2023 N АКПИ22-1035, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 6.1.3 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 18.01.2023 N АКПИ22-886, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими позиций 4, 6, 8 (в части), 9, 10 раздела 1 Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Россельхознадзором в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, утв. Приказом Россельхознадзора от 22.12.2020 N 1378>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 08.02.2023 N АКПИ22-1022, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 22, 165, 166, 239, 240 и 241 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 31.03.2021 N 186>
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 15.02.2023 N АКПИ22-1293, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвертого пункта 60 требований к подготовке межевого плана и состава содержащихся в нем сведений, утв. Приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592>
Ошибка на сайте