Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 N 402-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 ноября 2005 г. N 402-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ ФАТУЛЛАЕВОЙ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 14

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГРАЖДАНСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Мельникова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Г.В. Фатуллаевой,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Г.В. Фатуллаева просит проверить конституционность части четвертой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации", согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 данного Федерального закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, заявительница родилась в 1951 году в городе Черемхово Иркутской области и проживала там до выезда в 1989 году с семьей в Азербайджанскую ССР на постоянное место жительства. С 2001 года проживает в Москве, имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 года со штампом о наличии гражданства Республики Азербайджан. Замоскворецкий районный суд города Москвы решением от 27 июля 2004 года, принятым по заявлению Г.В. Фатуллаевой, подтвердил факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1 июня 2002 года. Ходатайство правозащитной организации "Восход" о приеме Г.В. Фатуллаевой в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке 25 января 2005 года было отклонено паспортно-визовым управлением ГУВД Москвы со ссылкой на то, что установление судом факта постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года не отнесено Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" к основаниям для рассмотрения уполномоченными государственными органами заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке и что Г.В. Фатуллаева может обратиться с таким заявлением после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Заявительница утверждает, что часть четвертая статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", предоставляющая возможность принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке только тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имели регистрацию по месту жительства в Российской Федерации на 1 июля 2002 года, - при том что представлять документы, подтверждающие регистрацию в Российской Федерации по месту жительства либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, обязаны и лица, факт постоянного проживания которых в Российской Федерации установлен судебным решением, - противоречит статьям 6 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 27 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающий возможность приема в гражданство Российской Федерации как в общем, так и в упрощенном порядке. Для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР (именно к этой категории относится заявительница), в качестве необходимого условия принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке данный Федеральный закон называет наличие у ходатайствующего лица регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года или разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Сам по себе установленный судом факт постоянного проживания лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 года не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, т.е. служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании (абзац восьмой статьи 3), а Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Таким образом, часть четвертая статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", закрепляющая требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, во взаимосвязи с положениями законодательства Российской Федерации о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая права и свободы, вытекающие из статей 6 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 27 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Доводы, представленные заявительницей в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что, по существу, она ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о дополнении Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" новым положением об условиях принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Разрешение таких вопросов не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а является прерогативой федерального законодателя.

Вместе с тем само по себе отсутствие регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года не исключает для заявительницы после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации возможность приема в гражданство Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" или - как родившейся на территории РСФСР и имевшей гражданство бывшего СССР - на основании пункта "а" части второй той же статьи.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фатуллаевой Галины Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявительницей вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Л. КОНОНОВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 НОЯБРЯ 2005 ГОДА N 402-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

Г.В. ФАТУЛЛАЕВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Заявляя о своем несогласии с принятым решением по данному делу, предлагаю иное конституционное толкование правовой ситуации, сложившейся в связи с применением оспариваемой нормы, которое должно учитывать конституционный приоритет гуманитарных ценностей, принципы гарантированности государством прав и свобод, а также основанное на правовых позициях Конституционного Суда, выработанных в более ранний период.

1. В соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Эти конституционные положения согласуются со статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает: "Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство".

Вопрос о конституционности законодательной нормы о приобретении российского гражданства бывшим гражданином СССР, родившимся на территории Российской Федерации, проживавшим за ее пределами и после прекращения существования СССР вернувшимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

В сохраняющем свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года по делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации установил, что лица, родившиеся на территории Российской Федерации, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР; и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации. Иное понимание не соответствует статье 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Все, состоявшие в гражданстве Российской Федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в Российскую Федерацию, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство. Признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства СССР.

Конституционный Суд отмечает также, что конституционный запрет на лишение и прекращение гражданства Российской Федерации без свободного волеизъявления гражданина исходит из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) при реализации права на гражданство. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина, лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов.

Из указанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации и из смысла статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации вытекает, что прекращение гражданства Российской Федерации возможно лишь по добровольному волеизъявлению гражданина в условиях свободного выбора. Действующий Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает лишь единственную форму выхода из гражданства - на основании добровольного волеизъявления о выходе путем подачи соответствующего письменного заявления по установленной форме, решение по которому принимается лично Президентом Российской Федерации (часть первая статьи 19, часть первая статьи 29, статья 33). Таким образом, факт принятия гражданином Российской Федерации иного, иностранного гражданства не означает сам по себе добровольное волеизъявление о выходе из российского гражданства и не может автоматически лишать его такового. Статья 6 указанного Федерального закона прямо предусматривает, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Таким образом, рассматриваемый Закон не лишает заявительницу права признания ее гражданкой Российской Федерации по рождению.

2. Оспариваемые в жалобе Г.В. Фатуллаевой положения части четвертой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" предусматривают упрощенный порядок приобретения российского гражданства для бывших граждан СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР при условии их регистрации по месту жительства на 1 июня 2002 года, либо получении ими разрешения на временное проживание, если они до 1 января 2006 года заявят о своем намерении приобрести гражданство Российской Федерации.

Поскольку указанное положение относится исключительно к лицам, официально заявившим о своем намерении приобрести российское гражданство, законность их пребывания на территории Российской Федерации оправдана уже по этому основанию и не может быть поставлена под сомнение до разрешения данного вопроса. В соответствии с частью шестой статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", определяющей принципы гражданства, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. При этом положительное разрешение вопроса о гражданстве Российской Федерации не может быть связано только с формальным наличием регистрации по месту жительства или временного пребывания.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного учета, Конституционный Суд в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Конституция Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета. Наличие или отсутствие регистрационного учета не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Лицо самостоятельно определяет место своего жительства и срок нахождения в том или ином месте временного пребывания. Уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства. Место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 16 мая 1996 года N 12-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, Определение от 5 октября 2000 года N 199-О и др.).

Судя по материалам жалобы Г.В. Фатуллаевой, факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1 июня 2002 года был установлен в судебном порядке. Из решения суда усматривается, что суд установил это обстоятельство в порядке статей 264, 265 ГПК Российской Федерации именно как факт, имеющий юридическое значение для получения гражданства России на основании Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", поскольку заявительница не имела возможности в ином порядке получить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. На основании статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" требует неукоснительного исполнения всех вступивших в законную силу судебных решений на всей территории Российской Федерации и утверждает их обязательность для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных и других физических и юридических лиц (часть 1 статьи 6).

Из приведенных нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда вытекает обязательность вступившего в законную силу судебного решения, признавшего юридический факт постоянного проживания на территории Российской Федерации для решения вопроса о гражданстве в порядке части четвертой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Это решение окончательно и не требует дополнительного утверждения и признания какими-либо органами и должностными лицами.

Таким образом, с учетом ранее высказанных и сохраняющих свою силу позиций Конституционного Суда, оспариваемое Г.В. Фатуллаевой законоположение не препятствует ей в приобретении гражданства Российской Федерации и по данному основанию, если она того пожелает.

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 25.09.2007 N ГКПИ07-843, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 1, 3, 5 и 6 Приказа Минфина РФ от 11.05.2006 N 77н "О внесении изменений в Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2002 г. N 34, от 29 апреля 2002 г. N 38н и от 12 сентября 2002 г. N 93н">
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности положения статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Октябрьского районного суда города Ижевска о проверке конституционности пункта 2 статьи 339 ГПК РСФСР, пункта 13 статьи 35, статей 89 и 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 09.04.2014 N АКПИ14-80, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 1.2 практической части итоговой аттестации, приведенной в приложении к Требованиям к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, и пункта 2 Порядка согласования программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2012 N 259>
Ошибка на сайте