Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2003 N КАС03-382

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 августа 2003 г. N КАС 03-382

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 августа 2003 года гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" о признании недействующим подпункта 8 пункта 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 857,

по кассационной жалобе ОАО "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2003 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

подпунктом 8 пункта 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд ОМС), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, предусмотрено, что директор Федерального фонда по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного медицинского страхования.

ОАО "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании данного положения устава незаконным, указывая на то, что оно позволяет Федеральному фонду ОМС издавать нормативные правовые акты без соблюдения требований законодательства об их государственной регистрации и официальном опубликовании и требовать обязательного исполнения таких актов страховыми медицинскими организациями - самостоятельными хозяйствующими субъектами.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2003 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе ОАО "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" просит решение суда отменить, считая его незаконным.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается Правительством Российской Федерации.

На основании этой нормы закона, ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", а также Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 г. N 729 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования" Правительство Российской Федерации вправе было издать постановление об утверждении устава Федерального фонда ОМС.

Подпункт 8 пункта 21 этого устава закрепляет полномочие директора Федерального фонда утверждать по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда, нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему ОМС.

Возможность издания Федеральным фондом ОМС таких документов вытекает из упомянутой выше его функции по реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, а также из Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2001 г. N 318, предусматривающего в определенных случаях государственную регистрацию этих актов.

Оспариваемая норма не регулирует порядок подготовки и издания Федеральным фондом ОМС нормативных правовых актов, а также не предусматривает издание актов, имеющих нормативный характер, без соблюдения требований об их государственной регистрации и официальном опубликовании в случаях, когда эти акты затрагивают права и обязанности граждан, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер.

В этой связи довод заявителя о том, что оспариваемая норма позволяет Федеральному фонду ОМС издавать нормативные акты без их государственной регистрации и без официального опубликования в требуемых случаях, не соответствует содержанию данной нормы, в связи с чем обоснованно отвергнут судом первой инстанции.

Нормы материального права судом первой инстанции применены и истолкованы правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курское областное страховое акционерное общество "Мед-Полис" - без удовлетворения.

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Ельца Липецкой области и Елецкого городского Совета депутатов на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 14 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Алексеевой Валентины Сергеевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 статьи 27 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Старченко Василия Петровича на нарушение его конституционных прав положением подпункта "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса губернатора Красноярского края о проверке конституционности положений пунктов 2 и 3 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" и постановлений Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"
Ошибка на сайте