Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2001 N КАС01-150

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 мая 2001 г. N КАС 01-150

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 мая 2001 г. гражданское дело по жалобам Харитонова С.В., Филипкова В.В., Ассоциации страховщиков топливно - энергетического комплекса и страховой компании "Наша Надежда" на "Положение о порядке отчислений в фонд пожарной безопасности от сумм страховых премий (страховых взносов) по противопожарному страхованию, осуществляемому страховщиками" по кассационной жалобе Министерства внутренних дел РФ на решение Верховного Суда РФ от 13 марта 2001 года, которым заявленное требование удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей МВД РФ Быченковой И.В., Мулишкина В.Д., Матюшина А.В., Земченка П.П. и Глуховенко Ю.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей заявителей Харитонова С.В., Филипкова В.В. и Ермакова Н.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2000 г. N 79н, согласованным с Министерством внутренних дел Российской Федерации, было утверждено "Положение о порядке отчислений в фонд пожарной безопасности от сумм страховых премий (страховых взносов) по противопожарному страхованию, осуществляемому страховщиками" (далее - Положение).

Харитонов С.В., Филипков В.В., Ассоциация страховщиков топливно - энергетического комплекса, а также страховая компания "Наша Надежда" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами о признании вышеназванного Положения недействительным, по мотивам его незаконности.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство внутренних дел РФ ставит вопрос об отмене судебного решения, сославшись на неправильное применение норм материального права и на ошибочность вывода суда, определившего указанные отчисления в качестве налога.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Удовлетворяя заявленное требование, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что отчисления страховых организаций в фонд пожарной безопасности являются по существу федеральным налогом, поскольку такие отчисления носят обязательный характер, являются индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым со страховых организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Приведенный вывод подтверждается положениями федерального закона, содержанием самого оспоренного Положения и Типового устава фонда пожарной безопасности.

Так, статьей 28 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что в целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, создаются фонды пожарной безопасности, формируемые за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм.

В соответствии с пунктами 1 и 15 "Типового устава фонда пожарной безопасности" фонд пожарной безопасности создается в целях реализации мер пожарной безопасности, средства фонда направляются на осуществление мероприятий в области пожарной безопасности, обеспечение организации деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны.

В силу статьи 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

С учетом этих положений суд пришел к обоснованному выводу о том, что отчисления страховых организаций в фонд пожарной безопасности установлены в целях финансового обеспечения деятельности (функции) государства в области пожарной безопасности.

Согласно же статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Из анализа пунктов 1 и 2 статьи 1, статей 3 и 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, считается установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Как правильно указал суд в своем решении, обязательные отчисления (платежи) страховых организаций в фонд пожарной безопасности могут быть признаны правомерными лишь в случае, когда плательщик и все существенные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога) установлены непосредственно в федеральном законе, а не нормативном акте федерального органа исполнительной власти.

Между тем оспариваемое заявителями Положение устанавливает и дополняет ряд элементов платежа (отчисления), предусмотренного статьей 28 Федерального закона "О пожарной безопасности", что не может быть признано правильным.

Так, в пункте 2 Положения указано, что его требования распространяются на страховщиков, осуществляющих противопожарное страхование в добровольной форме, то есть определен налогоплательщик.

В соответствии с пунктом 4 Положения в структуре страхового тарифа должны быть предусмотрены отчисления в фонд пожарной безопасности. Расчет страхового тарифа по противопожарному страхованию производится на основании официально опубликованных Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации статистических данных о пожарах и их последствиях.

При определении размера страховой премии следует указывать отдельно часть страховой премии, приходящейся на риск причинения вреда имущественным интересам страхователя в результате пожара, а также действий по его тушению.

Таким образом, приведенный пункт 4 Положения определяет порядок исчисления налогового платежа.

Согласно пункту 5 Положения страховщики производят отчисления в фонды пожарной безопасности от сумм страховых премий (взносов) по противопожарному страхованию в размере не ниже 5 процентов от этих сумм.

Данная норма Положения устанавливает объект и ставку налогового платежа.

Базой для определения сумм отчислений в фонды пожарной безопасности, как предусмотрено в пункте 6 Положения, является общая сумма страховых премий (взносов), поступивших по договорам страхования, указанным в пункте 3 настоящего Положения, за квартал.

Отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших сумм страховых премий (взносов) производятся страховщиками ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на расчетный счет фонда пожарной безопасности, реквизиты которого официально публикуются Государственной противопожарной службой.

Закрепив в Положении вышеприведенные предписания, Министерство финансов Российской Федерации установило налоговый период, базу исчисления налогового платежа, срок и порядок его уплаты.

В силу пункта 7 Положения отчисления страховщиков в фонды пожарной безопасности, накопленные на специальном счете страховщика в банке, подлежат перечислению в фонды пожарной безопасности в течение 30 дней с момента вступления в силу настоящего Положения.

Приведенные обстоятельства опровергают довод в кассационной жалобе об ошибочности вывода суда, признавшего оспоренные отчисления в фонды пожарной безопасности как налоговые платежи.

Несостоятелен и довод в кассационной жалобе об отсутствии обязательного (принудительного) характера отчислений. Этот довод опровергается содержанием как Федерального закона "О пожарной безопасности" в части установления именно обязанности по таким отчислениям, так и содержанием самого Положения и Типового устава фонда, приведенным выше и свидетельствующим об обязательности установленных отчислений для страховых организаций.

То обстоятельство, что фонд пожарной безопасности не является государственным органом, еще не свидетельствует о том, что указанные отчисления в этот фонд не являются налоговыми платежами, поскольку, как указано выше, целевым направлением таких отчислений является именно финансовое обеспечение деятельности государства по поддержанию пожарной безопасности.

На основании изложенных обстоятельств Кассационная коллегия не может согласиться и с доводом в кассационной жалобе о том, что суд первой инстанции при разрешении спора якобы неправильно применил нормы материального права. Выводы суда полностью соответствуют положениям закона, в связи с чем указанный довод в кассационной жалобе несостоятелен.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу МВД РФ - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Н.П.ПЕЛЕВИН

В.И.НЕЧАЕВ

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Каплана Ильи Моисеевича на нарушение его конституционных прав статьей 308.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 15.05.2002 N ГКПИ02-57, которым было отказано в удовлетворении жалобы о признании недействительным распоряжения ГТК РФ от 08.09.2000 N 01-99/1044 "О Порядке выдачи лицензии на переработку товаров вне таможенной территории">
"По запросу Промышленного районного суда города Оренбурга о проверке конституционности части шестой статьи 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коваленко Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", частью 2 статьи 17 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", частью второй статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также частью 2 статьи 64 и пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
Ошибка на сайте