Практика Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) за период действия статьи [K=11;P=2.9;T=2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)] достаточно велика и позволяет выделить четко наметившиеся тенденции развития. Особую актуальность приобретает выработка единых подходов по отдельным вопросам правоприменения.
Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2003 N КАС03-407
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2003 г. N КАС 03-407
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 сентября 2003 г. гражданское дело по заявлению Худабашева Л.В. о признании незаконными Постановлений Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по кассационной жалобе Худабашева Л.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2003 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя заявителя Корковидова А.К., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства труда и социального развития Российской Федерации Толкачевой З.А., представителей Пенсионного фонда Российской Федерации Улановской Л.Т. и Васильевой Т.Ю. <*>, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
--------------------------------
<*> Васильева Т.Ю. является представителем Минтруда России (в тексте Определения Верховного Суда Российской Федерации допущена техническая ошибка).
установила:
Худабашев Л.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими и не подлежащими применению ч. 2 ст. 16 Постановления от 27 февраля 2002 г. Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части возложения обязанности на лиц без гражданства предъявления вида на жительство при установлении им пенсии и п. 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением от 27 февраля 2002 г. Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб, ограничивающий право лиц без гражданства на обращение за пенсией по месту пребывания или по месту фактического проживания, которые противоречат ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. "б" ч. 1 ст. 16 и п. 3 ст. 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
В обоснование заявленного требования заявитель сослался на то, что федеральное законодательство не содержит приведенных ограничений для реализации пенсионных прав без получения вида на жительство лицами, имевшими гражданство СССР, проживавшими на территориях государств, входивших в состав СССР, и не получившими гражданства этих государств (остающимися без гражданства).
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Худабашев Л.В. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Согласно п. 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных 27 февраля 2002 г. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионным фондом Российской Федерации N 19пб, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания.
Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания.
Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Постановления от 27 февраля 2002 г. Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с заявлением гражданин, обратившийся за назначением пенсии, в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лица без гражданства, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, предъявляет вид на жительство, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о соответствии оспоренных положений нормативных актов федеральному закону.
Так, согласно ч. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (с изменениями от 25 июля 2002 г.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию возникает у лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, на тех же условиях, что и у граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, а в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г.) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию также наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии лицам без гражданства является постоянное проживание на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" постоянно проживающим иностранным гражданином, а также лицом без гражданства признается лицо, имеющее вид на жительство, поскольку в силу п. 2 ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства".
Совокупности приведенных норм Закона полностью соответствуют оспоренные заявителем положения нормативных правовых актов.
Довод в кассационной жалобе о несоответствии этих положений актов пункту "б" ч. 1 ст. 14 и пункту "з" ст. 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" является необоснованным.
Как совершенно правомерно указал Верховный Суд Российской Федерации в своем решении, приведенные нормы Закона определяют процедуру приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке лиц без гражданства, имевших ранее гражданство СССР, и основания для отклонения заявлений о приеме в такое гражданство.
Указание в данных нормах Закона на то, что лица, имевшие ранее гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств и остающиеся в результате этого лицами без гражданства, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных п. "а" ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", не свидетельствует о том, что такие лица до приема в гражданство имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России без наличия у них вида на жительство (как признака постоянного проживания на территории Российской Федерации), поскольку (как указано выше) в силу Федерального закона право на пенсию возникает у лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России.
Пункт же "а" ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" предусматривает лишь в качестве обязательного условия для обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации (в общем порядке) - проживание на территории Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации.
Именно это обязательное условие для обращения о приеме в гражданство (проживание в течение 5 лет после получения вида на жительство) не распространяется на лиц, перечисленных в п. "б" ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
Получение же вида на жительство (т.е. приобретения статуса постоянно проживающего на территории России) как условия для приобретения права на пенсию для этих лиц остается обязательным в силу Закона и поэтому правомерно предусмотрено оспоренными нормативными актами.
С учетом изложенного анализа норм Федерального закона обоснованным является и вывод Верховного Суда Российской Федерации о правомерности пункта 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета пенсии...", поскольку в силу своего статуса лица без гражданства при наличии у них вида на жительство имеют постоянное место жительства, в связи с чем только назначение им пенсии связано с обращением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства в отличие от граждан России, которые могут не иметь места жительства и пребывания, подтвержденного регистрацией, и которые (лишь они) вправе обращаться с заявлением о назначении пенсии в орган Пенсионного фонда по месту своего фактического проживания или непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку оспоренные положения нормативных актов соответствуют требованиям Федерального закона, ссылки в кассационной жалобе на противоречие этих положений актов другим нормативным актам (в частности, постановлениям Правительства Российской Федерации) не свидетельствуют о незаконности оспоренных Постановлений Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сам Федеральный закон без каких-либо изъятий факт постоянного проживания на территории Российской Федерации для лиц без гражданства при приобретении ими права на пенсию связывает с приобретением вида на жительство.
Несостоятельна и ссылка в кассационной жалобе на ст. 4 действовавшего ранее Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", как на подтверждение довода о приобретении заявителем права на пенсию на общих основаниях с гражданами РСФСР (без получения вида на жительство).
Данная норма Закона предусматривает, что и проживающие в РСФСР граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами РСФСР, если иное не предусмотрено Законом или договором.
С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Худабашева Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Ю.Г.КЕБА
Н.П.ПЕЛЕВИН