Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2003 N КАС03-559
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2003 г. N КАС 03-559
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 ноября 2003 года гражданское дело по заявлению Архипова Владимира Васильевича о признании недействующим (незаконным) пункта 3 Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 604, в части, предусматривающей возможность проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности лишь при отсутствии резерва государственных служащих для ее замещения,
по кассационной жалобе Президента Российской Федерации, поданной его представителем, на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 октября 2003 года, которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителя Президента Российской Федерации Муравьева А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по этим доводам Архипова В.В. и его представителя адвоката Губарькова А.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда отмене, Кассационная коллегия
установила:
абзацем первым пункта 3 Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 604, предусмотрено, что конкурс в государственном органе объявляется при наличии вакантной государственной должности и отсутствии резерва государственных служащих для ее замещения.
Архипов В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3 названного Положения в части, устанавливающей возможность проведения конкурса лишь при отсутствии резерва государственных служащих для замещения вакантной государственной должности, считая этот пункт в указанной части противоречащим Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и нарушающим его право на доступ к государственной службе.
Судом принято вышеприведенное решение, об отмене которого ставится вопрос в кассационной жалобе Президента Российской Федерации, поданной его представителем, по основанию неправильного толкования норм материального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции признал абзац первый пункта 3 Положения в обжалуемой части недействующим, мотивировав свой вывод тем, что все претенденты, в том числе и состоящие в резерве, должны назначаться на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5 групп категории "В" по результатам конкурса, иного порядка назначения на указанные государственные должности пункт 7 ст. 21 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" не предусматривает.
С таким выводом согласиться нельзя.
Согласно абзацу четвертому пункта 7 ст. 21 названного выше Федерального закона назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" - по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.
Из содержания приведенной нормы видно, что она регулирует порядок назначения на государственные должности названных групп категории "В" граждан, которые впервые или вновь поступают на государственную службу, позволяя им посредством конкурса реализовать свое право на равный доступ к федеральной государственной службе, а государственному органу - отобрать для государственной службы граждан, обладающих необходимыми нравственными и профессиональными качествами.
Такое же толкование следует и из наименования статьи 21 "Поступление на государственную службу и нахождение на государственной службе", в которую оспариваемая норма включена. Каких-либо правил назначения на вакантные должности лиц, уже состоящих на государственной службе, пункт 7 ст. 21 Федерального закона не устанавливает.
Анализ других норм Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что он допускает возможность назначения государственных служащих на вакантные вышестоящие должности не только через конкурс, но и в ином порядке. Это вытекает, в частности, из пункта 2 ст. 8, предусматривающего внесение в федеральный реестр государственных служащих сведений о государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие должности; подпункта 6 пункта 1 ст. 9, закрепляющего право государственного служащего на продвижение по службе с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; подпункта 6 пункта 1 ст. 15, гарантирующего государственному служащему обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность, чем по сути признается возможность назначения на другую должность путем перевода, а не по результатам конкурса; пункта 1 ст. 23, разграничивающего граждан, впервые принятых на государственную должность, в том числе по итогам конкурса документов, и государственных служащих, переведенных на государственную должность иной группы и иной специализации; пункта 2 ст. 26, предусматривающего формирование резерва на выдвижение на вышестоящие государственные должности.
Возможность замещения вакантных должностей государственной службы не только на конкурсной основе, но и в ином порядке, и необходимость создания кадрового резерва для замещения должностей государственной службы предусмотрены также пунктами 1, 2 ст. 11, ст. 17 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации".
Ссылки в кассационной жалобе на пункты 1 - 3 ст. 22, подпункт 1 ст. 28, пункт 2 ст. 30 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" несостоятельны. Закрепленные в них нормы определяют условия и механизм проведения конкурса в случае, предусмотренном пунктом 7 ст. 21, то есть при поступлении граждан (впервые или вновь) на государственную службу. Требования о проведении конкурса при назначении на вакантную государственную должность в других случаях, помимо указанного, эти нормы не содержат.
Положение абзаца второго пункта 2 ст. 22 данного Федерального закона о том, что государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения, не может расцениваться в отрыве от других норм этого Закона, в частности подпункта 5 пункта 1 ст. 9, в силу которого государственный служащий имеет право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение государственной должности. То есть Закон наделяет государственных служащих независимо от включения их в резерв и от инициативы со стороны руководства правом участвовать в конкурсе наравне с лицами, поступающими впервые или вновь на государственную службу.
Доводы о нарушении оспариваемой нормой принципов, закрепленных в подпунктах 5 и 7 ст. 5, а также обязанности государственного служащего, установленной подпунктом 3 ст. 10 Федерального закона, не соответствуют действительности.
Условия проведения конкурса, определенные пунктом 3 Положения, не изменяют установленный Законом порядок поступления граждан на государственную службу и требований, предъявляемых к государственной службе, а тем более обязанностей государственных служащих. Эта норма не препятствует каждому гражданину без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений поступить на государственную службу. Что касается назначения на конкретную должность, то перечисленные и другие статьи Федерального закона не предусматривают единого порядка для граждан, поступающих на государственную службу, и граждан, уже находящихся на государственной службе и зачисленных в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.
Федеральный закон, установив конкурсный порядок поступления на государственную службу, не определил порядок замещения вышестоящей должности государственной службы государственными служащими, включенными в кадровый резерв на выдвижение на вышестоящие должности, создаваемый на основании ряда норм вышеназванных Федеральных законов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 ст. 22 этого Закона другие условия проведения конкурса определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Базируясь на данных нормах Закона, Президент Российской Федерации вправе был своим нормативным правовым актом установить такое условие проведения конкурса, как отсутствие резерва государственных служащих для замещения вакантных государственных должностей 2, 3, 4 и 5 групп категории "В".
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о несоответствии абзаца первого пункта 3 Положения федеральному закону следует признать ошибочным, а решение суда - подлежащим отмене по основанию неправильного толкования норм материального права (пункт 4 части 1 ст. 362 ГПК РФ), с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования, поскольку не требуется установления каких-либо обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 октября 2003 года отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Архипова Владимира Васильевича о признании недействующим (незаконным) пункта 3 Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 604, в части, предусматривающей возможность проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности лишь при отсутствии резерва государственных служащих для ее замещения.