Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26.03.2018 N АПЛ18-158
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2018 г. N АПЛ18-158
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Горчаковой Е.В.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н. об оспаривании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 116/948-7 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации"
по апелляционной жалобе Н. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения против доводов апелляционной жалобы представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации С. и В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в соответствии с пунктом 19 статьи 28, пунктом 3 статьи 60 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме), пунктами 2 - 4.1 статьи 64 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон о выборах Президента Российской Федерации) постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее также - ЦИК России) от 20 декабря 2017 г. принято постановление N 116/948-7 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации" (далее - Постановление), которое официально опубликовано в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" N 1, 2018 г.
Постановлением установлены: размер компенсации членам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (приложение N 1); размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (приложение N 2); размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на судне, которое в день голосования будет находиться в плавании, за работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации (приложение N 3) и утвержден Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (приложение N 4).
Пункт 2 Постановления предусматривает, что размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации устанавливается в соответствии с приложением N 2 к Постановлению.
Адвокат Н., являющийся членом Избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса, работающий не на постоянной (штатной) основе, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании незаконным Постановления и принятии нового правового акта ЦИК России по рассматриваемому вопросу, в котором, как полагает административный истец, необходимо установить в прямой зависимости размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, от размеров заработной платы членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность, полагая его вынесенным с грубым нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленное им требование.
Н. в судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме ЦИК России является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным федеральным законом, иными федеральными законами, состоит из 15 членов.
ЦИК России при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, организует подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, руководит деятельностью избирательных комиссий (подпункт 1 статьи 19 Закона о выборах Президента Российской Федерации).
В силу пункта 19 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме избирательные комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам.
В соответствии с пунктом 17 статьи 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме, пунктом 3 статьи 64 Закона о выборах Президента Российской Федерации члену избирательной комиссии с правом решающего голоса производится дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на указанный период, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются ЦИК России за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации.
Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников аппарата избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации в порядке и размерах, устанавливаемых ЦИК России (пункт 4 статьи 64 Закона о выборах Президента Российской Федерации).
20 декабря 2017 г. в заседании ЦИК России, на котором было принято оспариваемое постановление, участвовали 14 из 15 членов ЦИК России с правом решающего голоса; Постановление принято единогласно.
Согласно пункту 11 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме заседание ЦИК России является правомочным, если на нем присутствует не менее десяти членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса. Заседание иной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Статьей 44 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II, установлено, что принимаемые решения оформляются постановлениями или выписками из протокола заседания ЦИК России.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правильно исходил из того, что Постановление принято правомочным составом во исполнение требований федерального закона, в пределах полномочий ЦИК России, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренной законом процедуры его принятия.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Н., как следует из административного искового заявления и апелляционной жалобы, выражает несогласие с Постановлением по мотиву неравной оплаты за работу между членами областной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающими в этом государственном органе субъекта Российской Федерации на постоянной (штатной) основе, и членами комиссии, работающими не на постоянной (штатной) основе.
Ссылаясь на незаконность Постановления, административный истец полагает необходимым установить размер дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, в прямой зависимости от размера заработной платы членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что федеральный законодатель отнес вопросы определения размера компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательной комиссии с правом решающего голоса к полномочиям ЦИК России; каким-либо нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в рассматриваемой сфере и имеющим большую юридическую силу, Постановление не противоречит.
На основании части 2 статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ни Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме, ни Закон о выборах Президента Российской Федерации, определяя различные гарантии и компенсации, в том числе для членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе, включая дополнительную оплату труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, компенсацию за период, в течение которого такой член комиссии был освобожден от основной работы, не предусматривают оплату подобной деятельности в размере оплаты труда членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе и занимающих соответствующие должности государственной службы субъекта Российской Федерации.
Определяя статус членов избирательной комиссии, Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме для члена комиссии, осуществляющего полномочия на постоянной (штатной) основе, устанавливает ряд дополнительных ограничений, в том числе запрет на занятие определенными видами оплачиваемой деятельности (пункты 15, 15.1 статьи 29).
Доводы административного истца о нарушении его конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, закрепленного частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации (аналогичные доводы повторяет в апелляционной жалобе), судом первой инстанции проверялись и своего подтверждения не нашли, правильно были признаны несостоятельными, поскольку реализация данного положения Конституции Российской Федерации не исключает возможности законодательного определения дифференцированного порядка выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат различным категориям граждан в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого постановления, размер компенсации за период, в течение которого член избирательной комиссии был освобожден от основной работы, и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) не является произвольным, а учитывает такие факторы, как: количество отработанных дней; размер средней заработной платы члена избирательной комиссии, исчисленной за фактически отработанное время за 12 календарных месяцев, предшествующих освобождению от основной работы; определение размера оплаты за один час работы в зависимости от числа избирателей в соответствующем субъекте и уровня избирательной комиссии; раздельный учет количества часов, отработанных членом комиссии в будние дни (в период с 6.00 до 22.00), в ночное время (с 22.00 до 6.00), субботние и воскресные дни (в том числе в день голосования), нерабочие праздничные дни; наличие районных коэффициентов к заработной плате работников федеральных учреждений бюджетной сферы за работу в высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями.
Утверждение апелляционной жалобы о необоснованности решения суда первой инстанции не соответствует действительности, противоречит содержанию обжалуемого судебного решения, в котором приведены мотивированные выводы об отсутствии правовых оснований для вывода о том, что выплаты в оспоренном постановлении установлены незаконно или необоснованно.
То обстоятельство, что суд первой инстанции не истребовал из Избирательной комиссии Смоленской области сведения о размере заработной платы члена Избирательной комиссии Смоленской области, работающего на постоянной (штатной) основе, за декабрь 2017 г., январь и февраль 2018 г., о чем просил Н. в административном исковом заявлении, не может свидетельствовать о неправомерности обжалованного решения суда, которым разрешался вопрос о законности Постановления, а не об обоснованности установления конкретного размера выплаты в том числе лицу, выполняющему государственные или общественные обязанности, не связанные с основной трудовой деятельностью.
Кроме того, как следует из протокола судебного заседания, Н., участвующий в рассмотрении дела, такого ходатайства в суде первой инстанции не заявлял.
Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Е.В.ГОРЧАКОВА